Анастасия Николаевна
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей среднего дошкольного возраста «Петушок»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ
ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»
(Формирование элементарных математических представлений) :
Раздел «Количество» :
• Создать условия для развития счетной деятельности до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку, соотнося каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, относя последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.
• Содействовать формированию представлений о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей среднего дошкольного возраста „Петушок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Темочки
• Организация условий для обучения уравниванию неравных групп двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.
• На основе счета способствовать обучению устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
• Содействовать детям в представлении о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов, учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
Раздел «Время» :
• Способствовать расширению представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Раздел «Форма» :
• Создать условия для развития представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
«Социально-коммуникативное развитие»
Способствовать становлению навыка содействия с коллективом, уважать решение каждого члена коллектива. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу элементарных математических представлений; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире.
«Речевое развитие»
Способствовать совершенствованию регулятивной функции речи и диалогической и монологической формы речи. Использование математические представления, как средства обогащения образовательного процесса.
«Физическое развитие»
Использование математических игр средней подвижности в качестве физкультминуток.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ : групповая
ФОРМА РАБОТЫ: интегрированная образовательная деятельность
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Проведение игровых упражнений, направленных на счетную деятельность. Проведение беседы о времени суток. Проведение игр с геометрическими фигурами, построение фигурок животных из элементов игры «Танграмм».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационный материал:
• Игрушечный петушок, или картинка с его изображением;
• Картинка с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка;
• 5 курочек;
• 5 цыплят;
• Фланелеграф;
• Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раздаточный материал:
• Двухполосные карточки;
• Плоскостные изображения блюдечек и зёрнышек (по 5 штук для каждого ребёнка)
• Карточки с изображением частей суток – утро, день, вечер, ночь (по 1 комплекту каждого ребёнка)
МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность) :
Дети играют в группе. Заходит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите за окно, как там красиво, какое замечательное время суток! Всходит солнышко, весь город наполняется светом… А что это за время суток?
Дети: Утро!
В: Правильно, утро! А какая птица просыпается с первыми лучами солнца и будит всех вокруг?
Д: Тетушок!
В: Конечно, петушок. И к нам сегодня в гости тоже пришел петушок. Давайте сядем за свои места и послушаем, что нам расскажет петушок.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап) :
Воспитатель показывает игрушечного петушка, или картинку с его изображением и читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?
В: Когда просыпаются детки (показывает на картинку с изображением петушка, сидящего на заборе, на фоне встающего солнышка)
Воспитатель обращает внимание на четырёх курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа.
В: Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?
Воспитатель вызывает ребенка и просит посчитать курочек, которые расположены на фланелеграфе вряд, и цыплят, которые расположены чуть ниже
В: Сколько курочек? Сколько цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырём курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше чем цыплят?
Воспитатель считает курочек.
В: Сколько курочек? (считает вместе с детьми) Как получилось 5 курочек и 4 цыплёнка?
(Сравнение кого меньше - Четыре цыплёнка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше 5 или 4? Какое число меньше 4 или 5? Сделайте так, чтобы и курочек и цыплят стало поровну: по 5.
Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят (к 4м цыплятам добавили еще 1го)
Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путём убавления
В: Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?
Игровое упражнение «Покормим цыплят».
У детей двухполосные карточки и плоскостные изображения блюдечек и зёрнышек.
Воспитатель даё т задание:
Петушку надо накормить цыплят зернышками
- На нижней полоске карточки расположите четыре блюдечка, а на верхней столько же зёрнышек.
- Блюдечек и зёрнышек поровну?
- По сколько блюдечек и зёрнышек?
- Как сделать так, чтобы блюдечек стало пять? (Дети выполняют задание).
- Как получилось пять блюдечек?
- Пять блюдечек и четыре зёрнышка – сравните, что больше. (Пять блюдечек больше, чем четыре зёрнышка).
- Четыре зёрнышка и пять блюдечек – сравните, что меньше. (Четыре зёрнышка меньше, чем пять блюдечек).
- Какое число больше: пять или четыре?
- Какое число меньше: четыре или пять?
- Сделайте так, чтобы блюдечек и зёрнышек стало поровну.
- По сколько теперь блюдечек и зёрнышек?
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Физминутка
А сейчас цыплята приглашают вас отдохнуть! Выходим все на ковер и встаём в большой круг.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперёд нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) Выполнение физкультминутки
3 часть. Игровое упражнение «Когда это бывает».
Воспитатель читает детям потешки, действие в которых происходит в разное время суток ( воспитатель предлагает потешки в следующей последовательности: утро, день, вечер, ночь). Дети определяют время суток и выкладывают соответствующую карточку. Затем воспитатель предлагает назвать части суток по порядку.
В: Дети, петушок и его семья взяли с собой очень интересную потешку, я вам её прочитаю, а ваша задача выложить ряд из карточек с временами суток в соответствии с прочитанным текстом.
Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают всё по порядку
Занимаются зарядкой.
Днём гуляем и играем,
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет
Приглашает на обед.
Вечер – солнышко садится,
Всех зовёт угомониться
Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки-сладки.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
Дети расставляют карточки с временами суток по порядку, в соответствии с текстом.
4 часть. Игровое упражнение «Не ошибись».
Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, и предлагает поиграть.
В: Ребята, Петушок принес нам несколько геометрических фигур, но он совсем не знает, как они называются, давайте поможем петушку и скажем ему названия геометрических фигур.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения:
круг – прыгают,
квадрат – хлопают в ладоши,
треугольник – приседают,
прямоугольник – шагают на месте. Дети выполняют упражнение в соответствии с указаниями воспитателя
Итог:
Вот и встретили мы утро вместе с петушком и ему уже пора улетать домой. Давайте попрощаемся с петушком, его большой семьей и расскажем, что мы теперь умеем.
- считать до пяти
- сравнивать предметы
- различать времена суток
- различать разные геометрические фигуры.
Вот сколько мы теперь всего знаем! А сейчас можете встать из-за столов и пойти поиграть.