Валентина Козлова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы «Маленькие тайны снежной страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы «Маленькие тайны снежной страны»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представление детей о снеге (способ его образования, каким бывает в разных погодных условиях)
Расширять и конкретизировать представления о снежинках (разнообразие форм, постоянное количество лучей, неповторимость узоров)
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы „Маленькие тайны снежной страны“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Уточнить, как у снега появляется белый цвет (слой снега теряет способность пропускать солнечный свет, он его отражает)
Развивающие:
Развивать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности
Развивать умение сравнивать, делать выводы
Развивать умение работать в группе
Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивая других, высказывать свое мнение окружающим
Воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям неживой природы
Вызвать радость от открытий, полученных в ходе исследовательской деятельности
Коррекционные:
Активизировать и обогащать словарь прилагательных (снежинка какая? -)
Совершенствовать координацию движений, умение переключаться с одного вида движений на другой вид
Согласовывать употребление качественных прилагательных женского рода единственного числа с существительным
Совершенствовать умение отвечать на вопрос кратко и полно, вести диалог
Предварительная работа: беседа о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе (снегопад, метель, рассматривание иллюстративного материала по теме «Зима» (зимние пейзажи, рассматривание снежинок через увеличительное стекло на прогулке, проведение опыта «Испарение воды», наблюдение за снегом в разных погодных условиях.
Оборудование и материалы: Мультимедийная система; презентация; схема «Как образуется снег», материалы для исследовательской деятельности: мозаика с шестигранными деталями, схемы для конструирования снежинок разных форм; картинки с изображением разных снежинок (полные и разрезанные на 4 части, обруч цветной, снежинка с диаметром 38 см, материалы для экспериментирования: бумажная салфетка, белый лист, плёнка, лист цветной бумаги, аудиозапись «Звуки природы – хруст снега»; сода пищевая, баллончик с пеной для бритья – для изготовления искусственного снега.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются. Далее встают в круг вместе с воспитателем.
Вос-ль:
Сейчас
Головки ваши будут думать,
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить,
Ручки будут трогать,
Глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, дети улыбаются.
Вос-ль: Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: сейчас зима.
Вос-ль: Вам нравится зима?
Дети: Да, нравится.
Вос-ль: Что можно делать зимой?
Дети: Зимой можно кататься с горки на санках, можно играть в снежки, можно лепить снеговика, строить снежную крепость и т. д.
Вос-ль: Что вам для этого нужно? (для зимних игр и забав).
Дети: Нам нужен снег.
Вос-ль: Присаживайтесь на стулья.
Слайд 1 -Раздаётся сигнал о получении сообщения (космическая музыка)
Вос-ль: Ребята, нам на почту пришло сообщение. Давайте посмотрим на экран.
Слайд 2 - На экране инопланетянин.
Звукозапись «Здравствуйте, ребята! Я – инопланетянин с планеты Марсар. Меня зовут Космикс. Пролетая мимо вашей планеты, я заметил, что она изменила свой цвет. Очень много белых пространств. Старейшие жители моей планеты рассказывали мне, что на вашей планете сейчас зима. Зимой у вас холодно, и идёт снег. Наша планета находится далеко от Солнца. У нас тоже холодно, но никакого снега у нас нет. Помогите разобраться, почему так? Очень хочу узнать, что такое снег?
Вос-ль: Ребята, поможем Космиксу?
Дети: Да
Вос-ль: Нам предстоит разгадать тайны снежной страны и узнать всё о снеге.
Вос-ль: Как мы сможем Космиксу всё, что узнаем, рассказать?»
Дети: написать письмо и рассказать о снеге, нарисовать рисунок, снять видео, пригласить его в гости.
Вос-ль: Лучше всего будет снять видео, в котором мы сможем ему всё рассказать о снеге. Согласны?
Дети: Да
Вос-ль: Тогда начнём. Ребята, скажите, что такое снег?
Дети: Снег – это много снежинок, снег – это замёрзшая вода, кристаллики льда.
Слайд 3 – Зимний пейзаж
Вос-ль: Снег – это много-много красивых снежинок, падающих высоко с неба на землю. Снег ложится на деревья, на крыши домов.
Вос-ль: Давайте узнаем, как образуется снег.
Встают, подходят к фланелеграфу.
Схема «Как образуется снег»
Из всех водоемов (рек, озер) испаряется вода.
В виде пара вода поднимается высоко в небо.
Пар охлаждается и превращается в маленькие ледяные кристаллы.
Эти кристаллы соединяются и образуются снежинки.
Снежинки собираются в тучи и падают на землю.
Вос-ль: Что нужно для образования снежинок?
Дети: вода и холод.
Вос-ль: Космикс сказал, что на его планете Марсар холодно, а снега нет. Почему?
Дети: Там нет воды.
Вос-ль: Может на его планете идти снег?
Дети: Нет
Вос-ль: На один вопрос мы нашли ответ. Теперь продолжим дальше разгадывать снежные тайны.
Дети присаживаются на стулья у экрана.
Секрет 1
Слайд 3 «Какие бывают снежинки»
Вос-ль: Снежинки могут быть разной формы
Снежинки могут иметь форму – пластины, столбики, иглы, звёзды, ежи, снежинки неправильной формы. Форма снежинки зависит от погодных условий.
Давайте подойдём к столу и попробуем сделать разные снежинки. Ледяной кристаллик имеют вот такую форму. Как называется эта геометрическая фигура?
Дети: это шестиугольник.
На столе – шестиугольники белого и голубого цвета.
Вос-ль: Пробуем получить снежинку-столбик. Как мы будем соединять кристаллы? (ставим шестиугольники друг на друга, далее – снежинка - пластина (ставим шестиугольники
вокруг центрального, снежинка – звёздочка (присоединяем лучики).
Секрет 2
Слайд 4 – Звуки природы «Хруст снега»
Вос-ль: Давайте погуляем по снегу. Какой звук вы услышали?
Дети: Снег хрустит.
Вос-ль: Почему снег хрустит?
Дети: У снежинок ломаются лучики, льдинки ломаются.
Вос-ль: Давайте соберём снежинки из кусочков (частей).
Секрет 3
На полу обруч, вокруг на полу изображения 6 снежинок (картинка вниз, в центре обруча части снежинок. Каждый ребёнок подходит к обручу, садится.
Вос-ль: Посмотрите на снежинку в центре круга и на свою снежинку. У кого есть похожая?
Дети: ответы – у меня нет.
Воспитатель меняет снежинку в центре круга и задаёт аналогичный вопрос.
Вос-ль: Какой вывод мы сделаем?
Дети: В природе нет одинаковых снежинок.
Секрет 4
Вос-ль: Сколько лучей у снежинки, посчитайте.
Дети: 6 лучей.
Вос-ль: Вывод: Большинство снежинок-звёздочек шестилучевые, но иногда бывают снежинки неправильной формы с 12-ю лучами (показ картинки)
Секрет 5
Вос-ль: Скажите, какого размера снежинки?
Дети: Снежинки маленькие
Вос-ль: Правильно. Но иногда на землю падают снежинки огромного размера. Самая большая – 38 см в диаметре (показ снежинки).
Физкультминутка «Снежинки»
Снежинки, снежинки, по полю летят,
Лёгкий бег по кругу, движение мягких рук перед собой
Снежинки, снежинки, на землю хотят,
Приседают, взмахи руками вверх-вниз
Но ветер все дует сильней и сильней,
Встают, махи руками над головой влево-вправо
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Кружение на месте, руки в стороны
Вдруг ветер притих, стало тихо кругом,
Замирают на месте
Снежинки слепились в один снежный ком.
Собираются вместе в центре.
Игра с мячом «Какая снежинка»
Вос-ль: (в руках снежинка) У меня снежинка… А какая снежинка у тебя, Коля? ….
(подбор прилагательных к слову «снежинка») ледяная, белая, колючая, легкая, падающая, блестящая, холодная, маленькая, шестиугольная, тающая, пушистая, красивая, летящая, невесомая, колкая, крохотная, мокрая.
Дети переходят к следующему столу, садятся на стулья
Секрет 6
Вос-ль: Мы с вами на прогулке рассматривали снежинки через лупу. На что они были похожи? Дети: На ледяные звездочки.
Вос-ль: А какого цвета ледяные снежинки7
Дети: Они прозрачные
Вос-ль: Если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из них получается белый цвет у снега?
Дети: выслушать предположения детей.
Вос-ль: Проведём эксперимент. Снежинки – это льдинки. Нам понадобится тоненький лед. А мы сможем использовать его в теплой комнате?
Дети: Нет
Вос-ль: Почему?
Дети: Он растает.
Вос-ль: Тогда нужно заменить его чем-нибудь похожим.
Воспитатель обращает внимание на те предметы, которые лежат на столе.
Посмотрите на эти предметы и выберите, что больше похож на лед? (Дети выбирают из трех предметов – салфетка, пленка, белый лист).
Чем похожа пленка на лед?
Дети: Она гладкая, прозрачная.
Вос-ль: Давайте посмотрим через плёнку на вещи. Видно? А теперь положите ее не цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе?
Дети: Нет.
Вос-ль: Почему?
Дети: Она прозрачная.
А теперь давайте сложим нашу льдинку в несколько слоев, приложим к цветной бумаге.
Посмотрите, изменилось ли что - нибудь? Плёнка стала не совсем прозрачной.
Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок.
Воспитатель показывает много маленьких кусочков плёнки.
Теперь полученные кусочки соберем вместе (сыпем в кучку).
Посмотрите, что произошло?
Дети: Появился белый цвет
Вос-ль: Почему так произошло. Я раскрою вам секрет. Большой лист прозрачной плёнки пропускает много лучей света, а отражает мало. Когда маленькие кусочки сложили в беспорядке в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны. А солнечный свет белого цвета, поэтому и снег белый.
Рефлексия.
Вос-ль: Мы закончили видеозапись. Наше занятие подошло к концу наше занятие. Чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: Мы снимали видеописьмо для инопланетянина с планеты Марсар. О чём мы рассказывали в нашем письме?
Ответы детей.
Вос-ль: Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего?
Вос-ль: Я приготовила сюрприз для вас. В этой коробке набор для изготовления искусственного снега. Мы в группе ознакомимся с ним и можно будет вместе с письмом отправить его Космику
Дети прощаются и уходят.