Савинова Екатерина Михайловна
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Письмо из Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Задачи.
Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах, их внешнем виде и названиях; познакомить детей с разновидностью кормушек для птиц - экокормушками.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания и ответственности по отношению к зимующим птицам, желание оказывать помощь в трудной ситуации.
Развивающие : развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, память, внимание.
Материалы:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Письмо из Простоквашино“» размещена в разделах
- большой конверт, в котором содержится: письма с изображением героев мультфильма «Трое из Простоквашино» : Шарик, Матроскин, дядя Федор, почтальон Печкин, фотографии или картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с контурным изображением зимующих птиц (по количеству детей, фотографии кормушек для птиц; картинка – памятка с изображением зимующих птиц и корма, который они любят;
- 2 магнитных мольберта (на один прикрепить бумажную снежинку, на дру-гой – солнышко из бумаги); набор магнитов;
- цветные карандаши;
- пакет с зерновой смесью (например, с кормом для попугаев (пересыпать в миску объемом 0.5 л, емкость для перемешивания массы для экокормушек, большая ложка или лопатка для перемешивания, вода в мерной емкости, силиконовые формочки для кексов, деревянные палочки или шпажки, ленточки из текстиля, поднос; салфетки, чайные ложки по количеству детей.
( Заранее подготовить раствор: 2 пачки желатина по 15 грамм каждая, развести на водяной бане в 300 грамм воды).
Возможен вариант проведения занятия с использованием интерактивной доски. В этом случае используется презентация с изображением героев мультфильма «Трое из Простоквашино».
Предварительная работа: рассматривание фотографий и картинок с изо-бражением перелетных и зимующих птиц, тематические беседы о зимующих птицах, наблюдения за птицами во время прогулок на участке, настольные дидактические игры о птицах, чтение художественной литературы (Ю. Дмитриев «Снегирь», В. Чаплина «Птицы под нашим окном», Н. Сладков «Синичкина кладовая»).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в сад пришло письмо! Интересно, от кого оно? Такой большой конверт! Адрес детского сада есть, даже номер нашей группы указан, а вот кто прислал, не видно – надпись размыта, прочитать трудно! Вам интересно, от кого оно? (Воспитатель показывает детям большой конверт).
(Ответы детей)
Воспитатель открывает конверт и достает из большого конверта несколько маленьких с изображением героев мультфильма «Трое из Простоквашино», показывает детям.
Воспитатель: Кажется, я поняла, кто нам прислал весточку! А вы, ребята, догадались?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что же нам пишут друзья из «Простоквашино?» Давайте прочитаем? Садитесь на стульчики, а я буду вам читать (открывает первый конверт с изображением Шарика, читает).
Здравствуйте, дорогие ребята! У меня все хорошо, я по-прежнему очень люблю на фотоохоту ходить. Особенно мне нравится разных птиц фотогра-фировать. Летом птиц было очень много, только успевай фотографировать, осенью их стало меньше, а сейчас, зимой, я совсем не вижу тех птичек, что были летом. Интересно, куда они исчезли?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, почему осенью и зимой птиц стало меньше?
(Ответы детей)
Выслушав ответы детей,воспитатель продолжает читать письмо : Передаю вам большой привет и высылаю фотографии птиц. Матроскин говорит, что среди них есть перелетные и зимующие, но я все перепутал и вместе поло-жил.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько фотографий нам прислал Шарик! Давайте я каждому из вас дам по фотографии, вы внимательно посмотрите, вспомните названия птиц. Затем каждый из вас по очереди назовет птицу на своей фотографии и выберет, на каком мольберте ее прикрепить – на мольберт со снежинкой будем прикреплять фото зимующих птиц, а на мольберт с солнышком – перелетных.
(Дети по очереди называют птиц и размещают фото на мольбертах).
Воспитатель: молодцы, ребята! Всех птиц вспомнили и правильно назвали! Посмотрим, что в следующем письме? (открывает письмо с изображением кота Матроскина, читает)
Привет из Простоквашино! Зима нынче у нас суровая, снежная. Сижу дома, греюсь на печке, только Шарик иногда в лес на фотоохоту ходит, птичек в лесу и в деревне фотографирует. Сидим потом и рассматриваем. Только он не может никак запомнить, как какие птицы называются. А недавно я еще развлечение придумал – нарисовал на бумаге контуры зимующих птиц, а Шарик никак одну от другой отличить не может.
Воспитатель: вот и картинки с путаницей. Здесь на всех хватит! Сейчас я вам раздам по листочку, вы сядете за столы и обведете карандашами зимующих птиц.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы нашли на картинке – путанице? (дети называют).
Далее воспитатель читает письмо с изображением дяди Федора.
Здравствуйте, ребята! Приехал я на зимние каникулы в Простоквашино. Смотрю, Шарик и Матроскин фотографии птиц рассматривают и обсуждают, почему их зимой меньше стало. Я им перессказал то, что нам в школе о зимующих птицах рассказывали. Зимующим птицам нелегко зимой приходится – холодно и голодно. Вы об этом знаете? (ответы детей). Мы с вами можем помочь зимующим птицам – развесить на деревьях кормушки и регулярно добавлять туда корм. Мы с папой смастерили кормушку – домик для птиц и повесили ее на дерево в парке у дома – получилась настоящая птичья столовая! Вот - посмотрите (воспитатель показывает фотографию кормушки). Прежде, чем подкармливать птичек, надо обязательно узнать, какой корм можно давать птицам, а какой – нельзя. Я прислал вам памятку, чем любят питаться разные птички (воспитатель показывает детям картинку с изображением зимующих птиц и корма, который они любят, дети называют птиц и их любимый корм). После рассматривания продолжает чтение.
Наш веселый галчонок стал очень разговорчивый! Вместе с ним мы делаем веселую зарядку!
Воспитатель: Ребята, давайте выполним упражнения, которые придумал галчонок!
Птичка – невеличка по небу летала (взмахи руками, будто крылышками,
Села на кормушку, зерен поклевала (присели, стучат руками по полу – «клюют»,
Встрепенулась птичка (встали, «отряхнулись»,
Выпрямила спинку,
Песенку запела, в домик полетела (взмахи руками).
Воспитатель берет конверт с изображением почтальона Печкина, читает.
Большой привет из Простоквашино! Вы уже наверное прочитали письма Шарика, Матроскина и дяди Федора? Они вам много про птичек написали. Я к ним в гости пришел, смотрю – они кормушки мастерят. Говорят, что у дома на деревья будут развешивать и в лесу тоже, а потом Шарик сделает фотографии и будем вместе рассматривать, какие птицы прилетают на кормушку – интересно, какие птицы живут в нашем лесу? Только дощечек хватило на одну кормушку. А из чего же сделать еще? Тут я не растерялся, вспомнил, что в одном журнале читал про экокормушки – там и дощечки не нужны, их птички целиком склевать могут! Вот, посмотрите, какие экокормушки красивые получаются! Воспитатель показывает детям фотографии экокормушек. Хотите такие же для птичек сделать? (Ответы детей). Я вам и рецепт положил, как такие кормушки сделать. Не скучайте, птичкам помогайте, пишите нам в Простоквашино!
Воспитатель. Ребята, сделаем кормушки по рецепту почтальона Печкина? У меня как раз все необходимое для этого есть! А потом развесим экокормушки на нашем участке и в парке! И обязательно напишем письмо в Простоквашино, куда вложим фотографии кормушек, которые у нас получились. Согласны? (ответы детей).
Далее воспитатель и дети изготавливают экокормушки. В зерновую смесь добавляют раствор желатина, перемешивают. Дети раскладывают смесь ложками в силиконовые формочки и в серединку втыкают деревянные палочки. После застывания извлекают экокормушки из формочек, вынимают палочки, в образовавшиеся отверстия продеваются атласные ленточки.