фарида саяпова
Конспект занятия по познавательному развитию «Чудесная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей со свойствами воды (вкус, запах, цвет, текучесть);
• Рассказать о значении воды в жизни человека;
• Дать представление о круговороте воды в природе.
Развивающие :
• Развивать речь, мышление и любознательность детей;
• Развивать умение давать полные ответы на вопросы, обогащать словарь детей;
• Развивать наблюдательность;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Чудесная вода“» размещена в разделах
• Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к воде;
• Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
• Закреплять культурно-гигиенические навыки в умывании.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, использование художественного слова, вопросы, объяснения, наглядный метод (демонстрация наглядных пособий, показ способов действий, практический метод (элементарные опыты, игровой метод (загадывание загадки, выполнение воспитателем игровых действий).
Планируемые результаты: в ходе проведения образовательной деятельности у детей расширятся представления о физических свойствах окружающего мира. Появятся предпосылки для развития наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, для развития познавательного интереса детей в процессе элементарной исследовательской деятельности и установления причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. Приобретается опыт в исследовательской деятельности, в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемой речью. Произойдет развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, развитие речи.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера : «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка – чумазая», словацкой народной сказки «В гостях у солнышка»; разучивание русских народных потешек, пальчиковой гимнастики "Водичка - вода", динамической паузы "Капля"; наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе; беседы о роли воды в жизни человека, рассматривание иллюстраций о круговороте воды в природе.
Активизация словаря: безвкусная, бесцветная, прозрачная.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрация о воде; картинки с изображением тучки, солнышка, животных, птиц, деревьев; стакан с кипяченой водой; два пластиковых стакана с водой и молоком; две ложечки; ванильный сахар; таз с землей; полотенце.
Раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: губки, глубокие тарелки; салфетки для рук; мыльные пузыри; ложечки по количеству детей.
Средства ТСО: ноутбук, флеш-карта с аудиозаписями «Шум дождя», песни "Кап, кап, тук-тук –тук"(Слова - Н. Соловьева
Музыка - М. Парцхаладзе) песня «Капельки прыг – прыг»(музыка и слова А. Яранова).
Ход образовательной деятельности:
Дети сидят на стульчиках, полукругом. Под музыку падающих капель заходит воспитатель в костюме воды (голубое платье с наклеенными на нем капельками воды) и предлагает детям отгадать загадку о воде.
Здравствуйте мои друзья! В гости к вам спешила я,
Все на свете я полью, всех от жажды я спасу
Пароходам без меня, ни туда и ни сюда. Угадайте, кто же я?
Я не камень, не песок, мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья, как зовут меня?
Дети хором: вода!
Воспитатель: Ребята, а кому и для чего нужна вода, как мы ее используем? (Рассматривают иллюстрацию о воде).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, дождик это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а где же прячется дождик?
Дети: В тучах.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вам запомнить правила при работе с водой:
Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда: губка под рукой всегда!
Предлагаю вам, ребята, немного размяться. Вставайте на палас вокруг меня.
Динамическая пауза "Капля"
Капля раз, капля два (Прыжки на месте)
Очень медленно сперва (Ходьба на месте)
А потом, потом, потом (Бег на месте)
Все бегом, бегом, бегом (остановились).
Мы зонты свои открыли (Свести руки над головой,
От дождя себя укрыли (Сесть на корточки).
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем за столы и разберемся, откуда же берется дождь. (Дети подходят к двум столам, соединенным вместе, на которых расположены материалы для опытно-экспериментальной деятельности: губки в форме тучек, тарелочки с водой). Ребята, вы знаете, почему идет дождь? (ответы детей). Вот и у нас скоро пойдет дождик (достает картинку с изображением тучки). Хотите научиться делать дождик самостоятельно? Посмотрите, губки – это тучки, из которых скоро пойдет дождь. А тарелочки с водой – это озеро или море или может быть речка, из которых тучка будет набирать в себя капельки. Возьмите в руки тучки. Какие они – легкие или тяжелые? (легкие)А почему они легкие? (потому что пустые без капелек). А теперь опустите свои тучки в море, чтобы они впитали в себя всю водичку. Поднимите тучки невысоко вверх. Какая они теперь стали (тяжелые). А почему? (потому что набрали в себя воду). Вот наши тучки закрыли солнышко, и пошел дождик. Нажимайте на губку и делайте дождик. Дождик намочил землю. У всех получилось? А теперь появилось солнышко, положите свои тучки обратно в тарелочки. (Воспитатель показывает картинку с изображением солнышка). Солнышко светит ярко и греет землю своими лучиками. Предлагаю присесть на палас и размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Водичка – вода»
Водичка, вода (руки вытянуты перед собой, движение вверх – вниз)
Закатали рукава (одной рукой ведём по другой руке от кисти до локтя вверх,
меняем ручки)
Будем руки мы мыть (трём руки)
Мылом мылить (круговые движения одной руки о другую)
И сушить (встряхиваем руками)
Воспитатель: Ребята, пройдемте к столу, посмотрите, что на нем стоит? (вода). Как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы детей). Чтобы выяснить это, предлагаю провести опыт.
Опыт «Вкус воды». Возьмите каждый по ложечке и попробуйте водичку из стакана (детям предлагается кипяченая вода). Распробовали? Какая она на вкус? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая (Ответы детей). Итак, делаем вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт: «Прозрачность воды». Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Давайте выясним это. Перед вами два одинаковых стакана: один с водой, другой - с молоком. Какого цвета молоко? (белого). Можно ли сказать, что вода тоже белого цвета? (Ответы детей). В оба стаканчика я положу ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Какой вывод можем с вами сделать (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком – нет). Итак, делаем вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт: «Запах воды». Ребята, а вам нравится, как пахнут духи или, когда мама печет пироги? (ответы детей). Как вы думаете, имеет ли свой запах вода? (ответы детей). Давайте проверим это. Перед вами на столе стоит стакан с водой, наклонитесь по очереди и понюхайте воду. Чем она пахнет? (ответы детей). Теперь в точно такой же стакан с водой я добавлю ванильный сахар. Понюхайте, есть запах? (есть приятный запах). Вывод: вода не имеет своего запаха.
Предлагаю вам превратиться в волшебников. Проходите за мной. Я приготовила волшебные баночки с водой. Если хором произнести волшебные слова, вода в них окрасится. Не верите? Давайте попробуем. Повторяйте за мной:
Ты вода-водица, друг ты мой студёный.
Стань вода-водица, не светлой, а разноцветной!
Теперь нужно подуть на баночки. Дуем все вместе. А теперь нужно хорошенько их потрясти. Что происходит в наших баночках? (Водичка окрасилась). Назовите цвета, в которые окрасилась наша водичка (красный, зелёный, жёлтый). Правильно. Значит, можно сделать вывод: вода может окрашиваться в разные цвета.
Воспитатель: а теперь давайте вернемся к столу. Ребята, что- то изменилось. Что? (на полянке выросла трава, цветы, дерево и появились животные). Молодцы, ребята, вы такие внимательные. Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде? Что вам понравилось? Что запомнилось Марку, Матвею? Чему научился Егор? Как у вас это получилось? (ответы детей).
Воспитатель: А сейчас я хочу раскрыть вам один секрет. Ребята, а вы знаете, что если в воду добавить мыло, то получатся мыльные пузыри. Сегодня я для вас их приготовила в подарок (Раздает мыльные пузыри детям). Предлагаю пускать мыльные пузыри и танцевать.