Ульяна Широбокова
«Богатыри». Конспект занятия по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Богатыри»
Программное содержание
Цель: закрепление представлений о защитниках Отечества, через образ богатыря.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представление о защитнике Отечества Богатыре, его доспехах, оружии, качествах характера, о предметах искусства, прославляющих богатырей.
Развивающие: продолжать развивать логическое мышление, память, речь, умение составлять рассказ о предмете используя схему «Синквейн», образовывать существительные во множественном числе.
способствовать снятию физического напряжения посредством проведения физминутки и смены деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к русской истории, живописи по теме «Богатыри», воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь друг другу, умение работать в команде
Интеграция образовательный областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о защитниках отечества
• Чтение былин о Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
• Д/И «Собери богатыря в поход», «Укрась щит богатыря»
• Игры развивающие упражнения с Геоконтом и блоками Дьенеша.
Методы им приемы:
Словесные, приёмы: мотивация, указания, вопросы к детям, объяснение.
Наглядные, приёмы: показ схемы, рассматривание картины,
Практические, приёмы: выполнение задания по схеме, выполнение заданий в рабочих листах, дидактические игры.
Материал и оборудование: колонка, USB-флэшка
Демонстрационный: мольберт, ткань, конверт с письмом, схема Синквейна
Раздаточный: квадрат Воскобовича, набор карточек- схем шлема и кольчуги, блоки Дьенеша, карточки- схемы по блокам Дьенеша. Рабочие листы
Ход занятия.
1. организационная часть.
Воспитатель с детьми встают рядом с мольбертом. Мольберт накрыт тканью.
Воспитатель: ребята, что такое коллекция?
Ответы детей: собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку. Какие могут быть коллекции? Коллекция камней, марок, машинок…
Ответы детей: коллекция магнитиков, значков, оружия богатырского, книг.
Воспитатель: я предлагаю начать собирать коллекцию картин, посвященную защитникам Отечества. Вы согласны? (да). Нам подарили картину для нашей коллекции. Она подскажет, кто был самым первым защитником на Руси. Посмотрите на мольберт. Воспитатель убирает с мольберта ткань. Ах, картина исчезла. Как же быть? Но вместо картины лежит письмо. Воспитатель читает письмо.
«Картину забрал я, Змей Горыныч. Чтобы её вернуть, вам нужно пройти испытания. За каждое испытание, вы получите подсказки, которые помогут вам вернуть картину и узнать о первых защитниках на Руси».
Воспитатель: ребята, давайте подготовимся к испытаниям, поупражняем свой ум.
«капитан»
Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку подносим ко лбу козырьком. Затем меняем руки. Постепенно усложняем упражнение, добавляя хлопок.
Основная часть.
Воспитатель: змей Горыныч прислал вам какие-то схемы. Предлагает вам выложить по ним предметы и догадаться кому они могут принадлежать. Схему и материал вы можете выбрать по своему желанию.
Воспитатель: Тот, кто первый расшифрует схему и соберёт изображение получит часть картины.
дети садятся за столы, по своему усмотрению, выбирают схему и материал (геоконт или блоки Дьениша) и выкладывают из резинок, блоков доспехи или оружие: за первым столом дети выкладывают доспехи (шлем, кольчугу, щит); за вторым столом выкладывают оружие (боевой топор, меч, булаву). Воспитатель регламентирует время, мотивирует быстро выполнять задание тем, что первому выполнившему вручит часть картины.
Воспитатель: ребята какие предметы у вас получились? Предложить детям за первым и вторым столом по очереди перечислить предметы, которые у них получились и затем назвать их одним словом: оружие, доспехи.
Воспитатель: вы все успешно справились с испытанием, но первыми были (имя ребенка) они и получают часть картины. Предложить прикрепить детали на доске.
Ребятки подходите ко мне и вставайте в круг.
Воспитатель: Ребята, а хотите стать волшебниками и сделать так, чтобы доспехов и оружия стало много и хватило на целое войско богатырей?
В этом нам поможет волшебный мяч. Я буду бросать мяч и называть предмет в единственном числе, вы будите бросать мяч мне обратно и называть предмет во множественном числе.
1. Щит- щиты.
2. Стрела- стрелы
3. Колчан- колчаны
4. Меч- мечи
5. Топор- топоры
6. Шлем- шлемы
7. Кольчуга- кольчуги
8. Богатырь- богатыри
9. Копьё- копья
10. Палица- палицы
11. Булава- булавы
Воспитатель: вы правильно все назвали. У нас получилось много оружия и доспехов. Хватит на целую богатырскую рать.
Воспитатель: Какое же ещё задание просит выполнить змей-Горыныч? Для второго испытания предлагает вам отправиться в дремучей лес.
Ребята, кто же нам поможет добраться до леса. Кто был настоящим верным другом богатыря?
Ответы детей: конь.
Воспитатель: Давайте превратимся с вами в богатырей и поскачем в лес на конях
Физминутка:
Конь меня в дорогу ждёт. руки за спиной сцеплены в замок
Бьёт копытом у ворот. Ритмично по очереди поднимаем, согнутые, в коленях ноги.
На ветру играет гривой пышной, сказочной, красивой. Покачиваем головой.
Быстро на седло вскочу. Не поеду- полечу! Подскоки на месте.
Испытание второе.
Воспитатель: долго мы с вами скакали, и оказались в дремучем лесу. (звучит музыка). Смотрите вот и задание от Змея Горыныча: опишите предметы так, чтобы я догадался о чём идёт речь. Трудное задание ребята? Не переживайте у меня есть для вас ёлочка – подсказка. Она нам и поможет. (воспитатель с детьми подходят к схеме синквейна).
Воспитатель: ребятки, чтобы быстрее пройти испытание, давайте разделимся на дружины. Выберите себе эмблему богатыря или витязя, приклейте её себе на грудь. Команда «Витязей вставайте справа, команда «Богатырей»– слева. Каждая дружина выбирает себе один предмет для описания. Каждый участник команды по очереди будет передавать карточку с предметом и подбирать нужное количество слов. Первый участник- называет 1 слово - название предмета и передает карточку, второй участник называет 2-два действия, отвечает на вопрос что делает этот предмет и передает карточку следующему участнику; третий участник называет 3- три слова на вопрос – какой предмет и передает карточку следующему участнику; четвертый участник составляет предложение из 4-х слов об этом предмете и передает карточку следующему участнику; пятый участник называет обобщающие слово, т. е. к какой группе относится предмет. Мотивировать детей быстрее отвечать, помогать друг другу. т. к. лучший получит очередную часть картины. Можно взять настоящие предметы (шлем, булава, меч, щит)
Ответы детей:
Кольчуга
Защищает, обороняет.
Железная, плетёная, тяжелая.
Кольчугу одевают на рубаху.
Доспех.
Шлем.
Защищает, обороняет.
Металлический или железный,
круглый, овальный ил заостренный, скользки- скользящий, тяжелый.
Шлем одевают на голову.
Доспех.
Булава.
Ударяет, разбивает
Тяжелая, колючая, железная.
Булава колет, разбивает врага.
Оружие.
Меч.
Ударяет, обороняет.
Тяжелый, прочный, металлический, острый, прямой, булатный, богатырский, блестящий. Меч рубит, колет, режет.
Оружие.
Воспитатель: ваши команды справились и с этим испытанием. И каждая команда получает по части картины.
Пора выбираться из леса.
В путь сейчас мы соберемся,
По веревочке пройдемся.
Со ступать с неё нельзя-
Пропасть вас там ждет друзья - говорить четко на каждый шаг ноги.
А вот и 3 испытание: Дети подходят к воспитателю. Воспитатель держит в руках волшебный мешочек с карточками.
Воспитатель: Змей – Горыныч предлагает вам назвать качества, которыми должен обладать богатырь. Для этого вам нужно по очереди, из мешочка достать карточку,
с изображением предмета, который подскажет вам качество богатыря.
Ответы детей:
Богатырь –
-могучий как дуб;
-стойкий как скала,
-грозный как гроза
-зоркий как орёл,
-быстрый как гепард,
-мудрый как сова,
-умный как учёный
- сильный и мощный как медведь,
- дружина богатырей, защищая Родину, становится сплоченная как частокол,
- дружелюбный - пожатие рук друзей,
- добрый, сочувствующий - сердце
- звезда- символ мужества
Воспитатель: Вы славно потрудились. За это испытание получаете еще одну часть картины.
3 заключительная часть
Воспитатель: Вот и последнее задание от змея-Горыныч? «Накорми богатыря». Для того, чтобы богатыри были стойкими, могучими, зоркими им нужно правильно питаться. Давайте накормим богатыря. Предложить детям присесть за столы.
Воспитатель: зачеркните продукты вредные для богатыря. Назовите, полезные продукты для здоровья богатыря, которые предадут ему силы. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: вы прошли последнее испытание и получаете последнюю часть картины.
Нужно сложить все части, которые вы получили за испытания на мольберте. Что у вас получилось? Получилась картина «Богатыри». Для того, чтобы появилась настоящая картина, нужно сказать волшебные слова:
Раз, два, три! Змей Горыныч посмотри. – дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Испытанья мы прошли, всю картину мы нашли, - останавливаются в кругу
Сядем тихо, отдохнём. – дети присаживаются на корточки
Глазки наши мы сомкнем- ладошками закрывают глаза
Вновь откроем и поймём, взгляд наш будет удивлён - открывают глаза
Пока закрыты глаза у детей, воспитатель достает картину и ставит ее на доску.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, появилась картина для нашей коллекции. Вы правильно сказали название «Три Богатыря». Может быть кто-то вспомнит имя художника, который её написал?
Ответы детей: Виктор Михайлович Васнецов.
Воспитатель: Вы хорошо справились с испытаниями, нашли пропавшую картину для нашей коллекции. Будем любоваться картиной «Три Богатыря» и стараться быть похожими на них - защитников земли русской. Теперь у нас есть первый предмет коллекции по теме «Богатыри». Мы будем продолжать собирать её дальше.
Рефлексия:
Ребята что мы сегодня с вами вспомнили или узнали, пока искали картину? О доспехах, оружии, чертах характера, продуктах полезных для богатыря. Пополнили нашу коллекцию. А что бы вы ещё хотели узнать о богатырях или других защитниках?
Воспитатель. Спасибо ребята, Вы хорошо занимались, наше занятие закончилось. Вы большие молодцы! Подарки взрослым.