Ольга Харченко
Конспект занятия по познавательному развитию «Пришла весна — прилетели птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию :
Тема «Пришла весна – прилетели птицы»
Цель: Систематизировать экологические знания детей дошкольного возраста о весне и перелетных птицах.
Программные задачи:
1. Обучающие:
- обобщать знания детей о перелётных птицах : граче, скворце, соловье;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Пришла весна — прилетели птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- закрепить умение детей составлять описательные рассказы о птицах.
- познакомить детей с явлением – перелет птиц;
- расширить и обогатить словарь детей (перелёт, пернатые, щебет) ;
2. Развивающие :
- развивать у детей наблюдательность, внимание, мышление, память, речь;
- активизация словаря, диалогической речи, зрительного восприятия.
3. Воспитательные:
-воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде;
- воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;
Интегрируемые образовательные области:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
4. Словарная работа:
Ввести в словарь детей слова: грач - грачата; соловей - соловушка; скворец - скворчата; вьют гнезда. Журчат ручьи, пернатые, перелетные, чернокрылый, черноглазый, остроклювый, щебет птиц.
5. Материалы и оборудование:
Проектор, интерактивная доска, презентация: «Перелетные птицы», звуковая запись: «Звуки леса», «Голоса птиц», макет, конверт с письмо от птиц.
6. Предварительная работа:
Беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», Рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про птиц; прослушивание записей «Голоса птиц», «Звуки леса»; дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «Зимующие и перелётные птицы».
Ход деятельности: Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются с гостями (Слайд №1).
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, поздоровайтесь с ними. А теперь все внимание на меня
Утром я нашла у себя в детском саду письмо на столе, давайте его прочитаем? Нам пишут птицы и просят помочь им вернуться на родину.
Они перепутали зиму с весной и потеряли дорогу. Давайте им поможем?
Но для этого вы должны выполнить задание, ответить на вопросы, отгадать загадки.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла…. (Весна) (Слайд №2)
Молодцы правильно угадали.
Работа по теме:
Игра «Вопрос – ответ».
- что весной - голубое, высокое, чистое? (небо) (Слайд № 3)
- что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако) (Слайд № 3)
- что весной греет, светит, припекает? (солнце) (Слайд № 4)
- что весной растет из земли (травка) (Слайд № 5)
- что весной появляется на деревьях? (листочки) (Слайд № 6)
- что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи) (Слайд № 7)
- что весной первым появляется, расцветает (подснежник) (Слайд № 8)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А всё потому что, вы подобные явления наблюдали в природе. Вы назвали признаки весны. И у нас получилась вот такая картина. Воспитатель показывает картину. Какое название можно ей придумать? Ответы детей: «Весна пришла». Глядя на нашу весеннюю картину, ребята расскажут стихи о весне. (Слайд № 9)
1. Что ни сутки, по минутке,
День длинней, короче ночь.
Потихоньку прогоняем
Зиму прочь
2. На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель
В лесу у нас весна
3. Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель
Забурлил ручьями
Зазвенел, запел
4. Вот опять пора в дорогу
пролететь нам очень много
Вот и дом Ура, ура
Приземляться нам пора.
Воспитатель:
Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес и послушать голоса разных птиц – тех, что зимовали в наших краях и тех, что вернулись с дальних стран (прошли, встали кругом).
- Закрываем глазки и считаем до пяти (Слайд № 10)
1, 2, 3, 4, 5, в лес пришли мы погулять.
Постоим мы на дорожке
Птиц послушаем немножко.
Открываем глазки. Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу
(звучит звук леса и голоса птиц). (Слайд № 11)
-Весело и радостно поют птицы? - Да.
-Почему им так весело?
Чему они радуются?
- Птицы рады приходу весны.
- А сейчас слушайте загадку (Слайд № 12)
Птицы мы. У нас есть крылья хвост и носик.
Мы весну красу на крыльях вам приносим
Глядя в небо люди говорят:
Летят… (перелетные птицы)
Молодцы, правильно отгадали загадку.
Весной возвращаются перелётные птицы.
Они рады тому, что преодолев очень долгий и опасный путь, вернулись на свою Родину. И мы вернемся на свои места.
Вот и к нам прилетели птицы. Я буду загадывать загадку, а вы угадывать и, рассказывать о них.
1. Всех прилётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица … (грач)
(Дети рассказывают о грачах). (Слайд № 13)
1. Грач – это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Грачи прилетают самыми первыми, как только растает снег на полях.
2. Живут грачи большими семьями – стаями. Они вьет гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев. В народе есть примета: «Увидел грача – весну встречай».
Музыка (голос грача (Слайд № 14)
2. На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его … (скворец).
(Дети рассказывают о скворцах).
1. Скворцы прилетают вслед за грачами. И питаются сначала дождевыми червями, А позже уничтожают гусениц, бабочек насекомых. Охраняют леса и сады.
2. Люди мастерят для скворцов – скворечники. И развешивают их рядом со своими домами. В народе есть примета: «Увидал скворца – знай весна у крыльца». (Слайд №16)
Музыка (голос скворца)
3. Он весной поет красиво звонко весело игриво. Угадай-ка поскорей: Что за птичка….? (соловей) (Слайд №17)
Воспитатель: Соловьи прилетает в первой половине мая, когда деревья оденутся листьями. Откладывают яйца, высиживают птенцов. Соловьи поют песенки вечером и до утра. Улетают птенцы в августе, сентябре. В народе есть примета: «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде.
(Дети рассказывают о соловьях)
1. Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями,
Вернувшись, они отыскивают старые гнёзда в кустарниках или на траве, земле, или вьют новые и поют песенки.
2. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню».
Музыка (голос соловья (Слайд №18)
Молодцы ребята вы правильно описали птиц.
А сейчас ответьте на мои вопросы: (Слайд № 19)
Что есть у всех птиц?
Ответы детей: у всех птиц есть : голова, клюв, глаза. Туловище, покрытое перьями, птиц называют пернатыми, крылья, хвост и ноги.
Все птицы похожи? (по форме, но они разные? (по цвету и размеру).
Грач - какой? - (большой – чёрный,
скворец - какой? - (черный с фиолетовым отливом, поменьше,
соловей - какой? - коричневый – маленький.
- Давайте порассуждаем: почему мы их называем перелётными птицами?.
- Потому, что спасаясь от зимнего голода, перелетают с одного края в другой, где есть еда. От слова - перелетают, и произошло такое название перелётные птицы.
Воспитатель: Птицы возвращаются, потому что любят то место где они родились, где у них было гнездо, их домик. В народе есть поговорка: За морем, теплее, а у нас милее. Молодцы, правильно ответили на мои вопросы.
Воспитатель: 1. 2 .3. 4. 5, в птиц мы превратились.
Физкультминутка (Слайд №20)
Птички летели
Все люди глядели, (взмахивают руками как крыльями)
Птички садились,
Все люди дивились (присели, руки сложили за спиной)
Сели, посидели (делают наклоны головой)
Взвились, полетели
Полетели, полетели, (бегают по кругу, летят)
Песенки запели (руки - в кулачки ко рту, шевелим пальцами)
1,2,3,4,5 детки снова мы опять, вернемся на свои места. (Слайд №21)
Воспитатель: Птички любят весну, потому что много разного корма, тепло. И они будут жить у нас всю весну, лето и начало осени. Не просто жить, а спасать наши сады и леса от вредителей и радовать нас своим щебетом. Ребята, а что такое щебет птиц (пение) Как по-другому можно сказать птицы поют - (Птицы щебечут)
А сейчас вы подумайте и скажите: Что для птиц самое главное? (Слайд №22)
-Вырастить птенцов. Я вам называю птичку, а вы говорите птенчика-
Грач – грачата. Скворец - скворчата. Соловей – соловьята.
Д / и: Какой – какая. (Слайд № 23)
Если острый клюв у птички, то она какая? - остроклювая
Если черные крылья то? - чернокрылая
Если птичка любит тепло она? - теплолюбивая
Если у соловья звонкий голос он? - звонкоголосый
Если черные глаза у птички то?– черноглазая
Молодцы справились с заданием.
Упражнение: «Рассели птиц и их гнезда» (Слайд №24)
Воспитатель предлагает детям, найти картинку на столе: гнезд и устроить их на свое место на дереве. Затем нужно – расселить птиц по гнездам : скворцам - скворечник, грачам - гнездо на дереве, соловьям –гнёздышко в траве.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием.
(запись пение птиц (Слайд №25)
Птицы поют веселые песенки, благодарят вас за то, что вы помогли им, правильно ответили на вопросы, справились с заданием, но мы должны пообещать, что никогда не обидим не одной птички. Давайте все вместе хором им дадим такое обещание:
Вас не будем обижать
Гнёзд не будем разорять
В клетки вас сажать не будем
Пользу вашу не забудем.
Заключительная часть:
Воспитатель: давайте скажем спасибо нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину, радуют нас своим пением.
Мне понравилось, как вы работали на занятии : помогли птицам, внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!
Скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?
О каком времени года мы говорили?
О каких перелётных птицах мы разговаривали?
Что вам понравилось на занятии? Что узнали нового?
Какие новые слова вы узнали?
А сейчас закроим глазки. И вспомним всё, что происходило сегодня с нами
рефлексия.
Такой экскурсии весенней
Каждой был сегодня рад.
Вспомним, как весну искали
Мы по солнечным шагам,
Как мы птицами летали
По неведомым краям,
Как пернатым обещали
Птичьих гнёзд не разорять.
А теперь пора настала
Снова в детский сад попасть
1, 2, 3, 4, 5, глазки открывайте
И тихонечко за мной в группу вы шагайте.
Список использованных источников:
1 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» издание 3,исправленное и дополненное. Москва, 2015год.
2 Сайт Морозовой С. Н. Конспекты занятий.
3 Конспекты занятий по экологическому воспитанию.
4 Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. 2015г