Добренькая Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа «Ах, какая осень!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8» города Алейска
по познавательному развитию
«Ах, какая осень»
Воспитатель: Добренькая Т. О.
2020 г.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа „Ах, какая осень!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
• Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
• Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.
• Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
Развивающие :
• Развивать внимание, память.
• Улучшать общую моторику и координацию движений.
• Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
• Воспитывать чувство любви к родной природе
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Дидактический материал: Кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок».
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии :
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… (Петрушка)
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь длиннее)
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Петрушка: Ой, как скучно!
Воспитатель: Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
- Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?» ( Дети собирают разбросанные на полу листочки: клёна, берёзы, рябины, тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.
Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил! А я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек:
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
- Молодцы! Правильно
Растительный мир осенью
Дети рассаживаются на стульчики.
- Ребята, а сейчас будем говорить о растениях. Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад)
- Ребята, что еще интересного вы можете рассказать о листьях? (Загадка о листьях)
Летом вырастают зелёными,
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Физминутка
Вот и осень наступила,
Посмотрите как красиво,
Листья всюду шелестят
И летят, летят, летят,
Соберём с вами листочки,
Посидим мы на пенёчке,
Солнцу мило улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся,
Побежим мы по дорожке,
Поднимая выше ножки,
Покружимся, полетаем,
Дружно все мы приседаем,
Вот и всё пора вставать,
Нужно снова нам шагать!
Животный мир осенью
Смена картинок
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые уходят в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, уходят в спячку до весны.)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
(Дети встают около стульчиков)
Воспитатель: Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая. (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
Человек осенью
- Давайте расскажем Петрушке, какие работы проводятся осенью.
(выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы, осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай, собирают: яблоки, груши)
- А как трудятся в огороде, на полях? (Убирают хлеб, картофель, капусту, морковь, свеклу, убранные поля удобряют и вспахивают, на вспаханные поля, высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку)
- А вы, ребята, что делали осенью?
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул (Подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились (Ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза (Постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (Постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил (Плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл (Ладони крепко к столу)
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т. е. листья, зелень. Красным цветом – корешки.
Мы приглашаем Петрушку выполнить с нами упражнение.
- Молодцы, все справились с заданием. Даже Петрушка справился.
- Петрушка, понравилось тебе у нас? Ребята, давайте попрощаемся с Петрушкой, ему пора в путь.