Елена Смицкая
Прогулка с элементами опытно-экспериментальной деятельностью в средней группе «Баба Яга в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познание».
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкальная.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования на прогулке.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
формировать навыки ЗОЖ (важность прогулки на свежем воздухе)
воспитывать нравственные качества личности дошкольников (доброта, отзывчивость)
Развивающие:
развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
развивать двигательную активность детей через подвижную игру;
развивать связную речь
Образовательные:
дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидимый, прозрачный, не имеет формы, а также, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению способами обнаружения воздуха; формированию у детей познавательного интереса; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке, заучивание стихотворения Н. Шемякиной «Ветер», подвижная игра «Летающие семена»
Ход:
Дети входят в группу
Воспитатель:Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть, чем мы здесь занимаемся, какие вы все веселые, дружные и приветливые. Давайте поздороваемся с ними, пожелаем им доброго утра!
(воспитанники здороваются и присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем собираться на улицу. Давайте повторим правила поведения на прогулке (ответы детей)
В этот время, не замечая никого, входит в группу баба яга и бурчит, сердится, грозит кулаком.
Баба яга : Ой, ёй, ёй! Чтож это делается то? Тьфу, нечистая! Ух! Ветер проклятый! Всё испортил! Принесло меня! И вот куды, куды? Куды меня занесло? Чую, чую, русским духом пахнет!
Баба яга обращает внимание на присутствующих
Баба яга : Ну, вот скажите мне на милость, куды я попала?
Воспитатель: Ой, Баба яга! В детский сад ты попала.
Баба яга : В детский сад? А вы кто такие? (обращаясь к ребятам) И что вы здесь делаете?
( ответы детей: Мы ребята из детского сада, из средней группы. Мы здесь спим, кушаем, играем, гуляем)
Воспитатель: Да, Баба яга здесь ребятам интересно, и вот сейчас мы собираемся на улицу гулять.
Баба яга : Ой, кушать и спать я люблю! А вот на улицу выходить не люблю! Ох, ребятишки, живу-то я далеко, в дремучем лесу, избушка там у меня на курьих ножках. Ну, а занятие мое - навредить, напакостить, позлить всех. Дел у меня много. Все дела, дела. Вот и сижу больше в избушке колдую! Уж и сил не остается.
Да вот, подарил мне Кощей ступу новую – реактивную. Решила испробовать. И что ж, унесло меня родимую то далеко от моей избушечки. И все ветер этот! Да и на улице ничего интересного нет: грязь, слякоть, вода. Брр! Вот смотрите, все ноги промочила, снова кашлять буду! Нее, боюсь, унесет и вас. Не пойдем!
Воспитатель: Баба яга, да мы не боимся ветра. Пойдем вместе с нами. Мы тебе покажем как на улице интересно, поиграем с нами. Может ты и добрая станешь, да перестанешь пакости делать. А чтобы у тебя ноги не промокли, мы тебе подарим сапоги резиновые.
Баба яга : Сапоги? Да у меня есть сапоги, во смотрите! (показывает на свои войлочные сапоги). Да все равно ноги мокрые. Вот то хорошо было, когда снег лежал, а сейчас, не пойму, куда все девалось? Вы не знаете?
( ответы детей: весна пришла, снег растаял)
Воспитатель: Да, баба яга, весна пришла! Да и сапоги тебе надо другие. Ребят, посмотрите, какие у бабы яги сапоги? ( ответы детей: войлочные). А мы подарим ей какие? ( ответы детей: резиновые)
Баба яга : Резиновые? Ну и чем же они отличаются? Сапоги и сапоги!
( ответы детей: войлочные пропускают воду, а резиновые не пропускают)
Воспитатель: Баба яга, у нас ребята знают, что в резиновых сапогах можно по воде ходить. Ребята, скажите, если они не пропускают воду, как можно их назвать (Они непромокаемы)
Баба яга : Не верю! Не верю!
Воспитатель: Вот смотри! Мы тебе сейчас это докажем! Держи две перчатки, смотри, одна резиновая, другая шерстенная. Одевай их! (показывается опыт : опускаем руки в перчатках в таз с водой).
Одна осталась сухая, другая мокрая. Ну что, сейчас поверила? Так что баба яга, меняй сапоги! Собирайся на улицу, там воздух, солнце.
Баба яга : (радуется подарку) Ой спасибо то! Ну, хорошо, тогда пойдем собираться! Гляди, и мне понравиться на улице. Больше выходить буду.
Все идут собираться на прогулку
Воспитатель: Баба яга, ребята, ну вот смотрите, ветер утих. Можно идти на участок.
(Ребята становятся друг за другом, идут, выполняя движения)
Собирайся, детвора! Хлопают в ладоши.
Весна зовет: «Гулять пора!»
Пойдем на участок мы гулять, Шагают на месте
Свежим воздухом дышать. Вдох – выдох.
На носочках по тропинке Ходьба, руки на поясе.
Друг за другом мы пойдем.
В маленькие лужицы Ходьба с высоким подниманием коленей.
Не наступим, обойдем!
Встали деревья на пути, Ходьба за воспитателем «змейкой»
Нам их нужно обойти,
Идите, дети, осторожно.
О ветки уколоться можно.
Вот сороки прилетели, Легкий бег, плавно взмахивая руками
Им, сорокам не до сна!
Трещат сороки - белобоки:
- Весна идет! Идет весна!
За весною мы пошли Ходьба
На участок мы пришли.
Воспитатель: Ребята, баба яга, послушайте пожалуйста загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем! (воздух)
Воспитатель: Молодцы! Да, ребята - это воздух. И когда мы вышли из детского сада, то первым делом почувствовали свежий воздух.
Баба яга, ты почувствовала, как легко дышать на улице? Намного лучше, чем у тебя в избушке!
А что такое воздух? Ответы детей: (это то, чем дышат люди и все живое). Как вы думаете, воздух нам нужен? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха (ребята выполняют)
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Какой мы можем сделать вывод ( ответы детей: мы не может жить без воздуха).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим). Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать? ( ответы детей: он невидимый)
Воспитатель: а какого он цвета? ( ответы: бесцветный, прозрачный).
Баба яга : Ой, ничего не понимаю! Невидимый, прозрачный? Значит, его все-таки нет?
Воспитатель: Ребята, давайте докажем бабе яге, что воздух все таки есть, хоть мы его и не видим! Как мы докажем? (выслушать ответы детей).
Молодцы! А я вам предлагаю вот так! Давайте мы воздух поймаем.
Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто). Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей). Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (ответы детей). Пакет опять стал пустым. Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Ну что, баба яга поверила? Ребят, как мы доказали бабе яге что воздух все таки есть? Что мы увидели? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь подумайте, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Давайте мы проверим. Я вам раздаю воздушные шарики, давайте их надуем (демонстрируется опыт с воздушными шариками разной формы, воспитанники каждый надувает шары). Ну вот, у Алины вот такой шарик получился, и в нем воздух, а у Славы еще больше. Так что же мы видим? Имеет ли воздух форму? (ответы детей). Да, воздух принимает форму того предмета, в котором находится.
Воспитатель: Ребята, а можно ли потрогать воздух, почувствовать? (ответы детей). А для того, чтобы почувствовать воздух помашите руками вверх и вниз быстро. А давайте быстро побегаем? Что вы чувствуете? (ветер) Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Ветер бывает разной силы.
Да, Баба яга, вот сегодня ветер, значит, был сильный, раз принесло тебя к нам в сад.
Баба яга : Да, да, сильный был ветер! Нехороший!
Баба яга, а ребята знают стихотворение про ветер. Мы тебе сейчас его расскажем
(дети все вмести читают стихотворение Н. Шемякиной «Ветер»)
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!
Воспитатель: Ну вот, баба яга оказывается разный есть ветер. Баба яга, а у тебя руки когда нибудь мерзли? (Конечно, мерзли) Ребята, что мы делаем, когда у нас мерзнут руки? ( дети показывают: подносят руки ко рту и на них дуют, широко открыв рот.)
Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке? ( ответы: теплый)
Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой. (Дети дуют на ладошки)
Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке? ( ответ: прохладный ветерок)
Воспитатель: Ребята, так какой может быть ветер? ( ответы детей: теплый и холодный)
Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем, и ты баба яга не отставай от нас!
Дыхательная гимнастика «Мы подуем…»
Мы подуем – высоко,
Мы подуем – низко,
Мы подуем – далеко,
Мы подуем – близко.
Воспитатель: Ребята скажите, что же ветер умеет делать хорошее и что плохое?
- Почему ветер это плохо? (Ветер может шуметь, качать деревья, унести шапку, кружить снег, гнать волны, он иногда разрушает дома, сносит крыши деревьев, когда сильный ветер на море, он топит корабли)
- А как ветер нам помогает? Почему ветер – это хорошо?
(надувает паруса, вертит крылья мельницы, сушит белье, летом в жару ветер очень нужен, разносит семена растений)
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть. Вы будете семена деревьев, а я – дерево-мама!
(Проводится подвижная игра)
Я – дерево-мама, а вы – мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло. Вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве - стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит шум ветра, семена падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землю – ребята приседают, закрыв голову руками.
Приходит весна, светит солнышко, бегут ручейки, поют птички (звучит мелодия весны). Из семян вырастают маленькие деревца: (дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают). В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками. (Педагог комментирует происходящее).
Проводится подвижная игра один раз, на второй раз воспитатель замечает, что Баба Яга играя, бегает с веткой, размахивая ей. Воспитатель останавливает игру.
Воспитатель: Баба яга, ты нарушаешь технику безопасности в игре. Обращаясь к ребятам : Ребята, как Баба Яга нарушила ТБ? Что может случиться? ( ответы детей: с палкой бегать нельзя, можно поранить друг друга и т. д.).
Баба яга : Ой, ну простите меня! Я поняла! Давайте соберем ветки на вашем участке!
(Ребята выполняют трудовое поручение: собирают ветки по участку).
Воспитатель: Ну что, Баба Яга? Тебе понравилось с нами на прогулке?
Баба яга : Ох, ребята, действительно, как хорошо - то на улице! Наблюдать, бегать, играть. Мне очень понравилось. Обязательно поделюсь своими знаниями с кикиморой, лешим и кощеем! Я с вами узнала столько много интересного.
Воспитатель: Баба Яга, ты ничего не перепутаешь? Ребята, давайте напомним, что же мы сегодня такого узнали и показали бабе яге?
( дети обобщают: показали и доказали, что резиновые сапоги не пропускают воду; что воздух есть, без него мы жить не можем; он невидимый, прозрачный, не имеет определенной формы; ветер бывает холодный, теплый)
Баба яга : Все, ничего не забуду, не перепутаю! До свидания ребята!
Воспитатель: Баба Яга, а как насчет того, чтобы не делать пакости и стать доброй?
Баба яга : Ой, что вы, я совсем добрая стала после вашего знакомства, да еще после вашего подарка (показывает на сапоги резиновые).
Воспитатель: Ну, раз так, мы подарим тебе еще один подарок. Посмотри, это вертушка-флюгер (прибор, который показывает направление ветра). Вот прикрепишь себе на избушку и будешь наблюдать за ветром, его силой и направлением. Ребята, расскажите Бабе Яге как он работает? (когда дует ветер, прибор крутится)
(Баба яга радуется подарку, прощается с ребятами и уходит)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Баба Яга действительно станет добрая? Почему? А на ваш взгляд, что она больше всего запомнит? Ну а вам понравилось сегодня прогулка с бабой ягой? (ответы детей). А что вам сегодня было трудно?
Молодцы, ребята! Самое главное вы сегодня показали, что вы не только все знаете и умеете, но вы добрые и дружные. И я уверенна, что Баба Яга, глядя на вас, станет только доброй!