БЕЛЯКОВА ВЕРА НИКОЛАЕВНА
Устное народное творчество в ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
На протяжении 15 лет работаю над самообразованием по теме: «Использование наглядного материала в формировании математических представлений у дошкольников».
Отметила,что развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании дошкольников, способствует развитию восприятия, памяти, воображения, творчества, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.
СЛАЙД 2
Публикация «Устное народное творчество в ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Поставила перед собой цель: расширить представления детей о значении математики при ознакомлении с произведениями искусства, художеств, литературы и более углубленно в работе по краеведению, которая входит в региональный компонент основной образовательной программы ДОУ.
СЛАЙД 3
Народное поэтическое творчество, совокупность его видов и форм –есть ФОЛЬКЛОР.
В процессе бытования жанры словесного фольклора претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые.
Интеграция позволяет объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.
Малые формы фольклора на занятиях по математике и в повседневной жизни детей, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления, слухового и зрительного внимания.
СЛАЙД 4
Произведения детских писателей и малые фольклорные жанры использую в ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРАХ,СЧИТАЛКАХ И ФИЗКУЛЬТМИНУТКАХ, а также помогают расширять,закреплять математические термины, «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад» ,способствуют развитию счёта на слух
СЛАЙД 5
а также развивают мелкую и общую моторику, формируют внимание и память, помогут усвоить порядковый и количественный счёт и другое.
СЛАЙД 6
Играя с детьми изучаем особенности нашего воронежского края,быта наших предков,
СЛАЙД 7
а также истории воронежского костюма и матрёшки.
СЛАЙД 8
Хочу обратить ваше внимание на универсальную игрушку. Матрё шки помогают всем: посчитать и поиграть всем на удивление.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы. (Матрешки)
СЛАЙД 9
Во время ознакомления с разными видами матрё шек детям предлагаю в соответствии с возрастными особенностями интересный материал : различные настольные игры, пазлы, головоломки,геометрическое лото.
СЛАЙД 10
Играя,дети узнают много нового,а главное закрепляют знания о счете, о величине и других математических понятиях. Дети охотно учат стихи, поговорки и пословицы.
СЛАЙД 11
Играя матрёшками и собирая пазлы повторяем и закрепляем цвета костюма воронежской матрешки,
СЛАЙД 12
СКАЗКА на фольклорный жанр.
Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, мы обращаем внимание на количество частей того или иного произведения. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий.
В работе также широко использую такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки. В работе по формированию ЭМП могут быть использованы загадки следующего содержания
-связанные с понятием числа и цифры
- со сравнением множеств, величин, чисел: больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, уже - шире
-с временными представлениями и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года
-с пространственными представлениями
-с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур
- особенно эффективно использование загадок на закрепление пройденного материала, где дети должны найти и показать угаданную цифру или геометрическую фигуру
Загадывание загадок на занятиях по математике и в повседневной жизни детей, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления, слухового и зрительного внимания
Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия:
-«Пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной цифры,
- «Цветная мозаика» — конструирование из геометрических фигур или «Веселые цифры». Обращаю внимание детей на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги.
Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение.
При рисовании растений, природы, отмечаю расположение предметов, считаю сколько частей и где, нужно изобразить объект (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т. п.)
На музыкальных занятиях совместно с музыкальным руководителем использую музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т. п). Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве (игра «Найди свой листик», «Веселый круг», игра-танец «Мы вместе» и т. п.). Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
Интеграция позволяет объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к образовательной деятельности только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.
Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы, создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.
Моя цель содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию сказок, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.
Используя произведения в интеграциина уровне речевого творчества используется мною в сочинении историй, в которых рассказывается о цифрах, формах.
СЛАЙД 13
Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета; предусматривается применение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета; сочинении математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение) и представить их в образной форме.
ДАВАЙТЕ ПРОВЕДЁМ БЛИЦ ТУРНИР!
ВОПРОС: В каких русских народных сказках можно использовать понятия,
изменение по величине? (РЕПКА,ТРИ МЕДВЕДЯ)
счёт (ТЕРЕМОК,ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ,КОЛОБОК,ЛСИСЧКА СО СКАЛОЧКОЙ,ЖИХАРКА И Т. Д)
пространственное ориентирование? (ГУСИ –ЛЕБЕДИ,ТРИ ПОРОСЕНКА)
Слайд 14
ВСЕМ ИЗВЕСТНЫЕ И ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЕ. МНЕМОТАБЛИЦЫ.
Работая, с детьми по мнемотаблицам, мне удалось заинтересовать их.
Мнематаблицы сейчас представлены на данном слайде.
Они могут быть изготовлены из различного материала и быть любого размера.
СЛАЙД 15
Хочу предложить вам поучаствовать в театрализации сказки нашей воронежской землячки,сказительницы Барышниковой Анны Куприяновны с использованием мнемотаблицы.
СЛАЙД 16
Спасибо за внимание!