Людмила Лабец
Конспект НОД по развитию речи для средней группы «Путешествие в страну фольклора. Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для средней группы „Путешествие в страну фольклора, Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Активизировать словарь детей, развивать речь. Обогащение: потешки, считалки, устное народное творчество, уста, скороговорки.
Оборудование:
Сундучок, платок, картинки, игрушка – петрушка, обруч с лентами.
Методическое обеспечение:
«Русские пословицы и поговорки», А. И. Соболев, Изд. 1983 г.
«Гори, гори ярко», Сборник, Изд. «Малыш», 1986 г.
Предварительна работа:
«Матрешкины потешки», В. Д. Берестов, Изд. 1982 г.
Слушание музыкальных произведений русского народного творчества.
НОД.
Вступительное слово:
«Эй, ребята, подходите, на меня все посмотрите,
я сегодня не проста, а загадочно ярка!
Превратилась я в бабушку-загадушку!
К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.
Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.
Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Вот платочек расписной, да загадочный какой,
узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.
Узелок я развяжу вам задание скажу.»
Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.
Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.
Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.
А Саша сможет его повторить, Вова, София?
Спасибо, молодцы.
Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу, весело бегут ручьи. Есть такая поговорка: «Вода с гор потекла – весну принесла».
/Воспитатель несколько раз с детьми повторяет поговорку/
Воспитатель: А вы знаете поговорки?
Дети:
/Дети называют две-три поговорки.
Например: «Апрель с водой, а май с травой»/
Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».
Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.
А вы знаете пословицы?
Дети: Например: «Учиться, всегда пригодится»
«Мал золотник, да дорог»,
«Не зная броду, не суйся в воду»,
«Весна – днём красна!».
Воспитатель: Молодцы! Верно подмечено, пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.
/Воспитатель с детьми повторяет закличку/
«Солнышко, солнышко!
Выгляни в окошко, ждут тебя детки,
ждут малолетки, солнышко ведрышко!
Выгляни в окошко, твои детки плачут,
по камушкам скачут.
Солнышко, покажись! Красное появись!
Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»
Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам и весна будет солнечной и тёплой.
/Воспитатель заглядывает в сундучок/
Воспитатель: Что ты нам ещё припас? Ах платочек расписной, все ли узелки мы у тебя развязали? Нет, ещё остались. Узелок я развяжу и задание скажу:
Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?
Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».
/Скороговорку произносит воспитатель/
«От топота копыт, пыль по полю летит!»
/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?
В сундучке-то непростом, есть картинки (Коза, оса, жук.)
/Воспитатель показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/
Например: Оса
Су-су-су – я боюсь осу.
Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;
Например: Жук
Жу-жу-жу – на траве лежу;
Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.
Например: Коза
Дети: За-за-за – здесь привязана коза.
Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!
/Воспитатель заглядывает в сундучок/
Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?
Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый
Мои шутки и смех, веселят всех.
Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).
Воспитатель: Вот так платочек, узелок я развяжу и Петрушке помогу!
Мы с петрушкой поиграем и загадки отгадаем.
Загадки:
1. «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)
2. Чёрный, проворный, кричит «крак», всем червякам враг. (Грач)
3. Зимой в поле лежал, а весной в реку убежал. (Снег)
4. На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… (Скворец)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали. На платочек посмотрю, узелок я развяжу: игры народные любые хороводные!
Воспитатель: Ребята, петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать. Кто будет водить?
Давайте ребята вспомним считалки. Кто готов?
Дети: «1 2 3 4 5 - Коля будет начинать?»
/Две – три считалки называют дети/
Петрушка: Здорово! И я вспомнил:
1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…
/Игру проводим несколько раз, с повторением считалки, привлекая детей/
«Игра с колокольчиком»
/Ребёнок с колокольчиком поет/
Дети: «С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу,
колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?
/Музыка останавливается, там, где заканчиваются слова «кто плясать пойдёт со мной», ребёнок с колокольчиком останавливается, и берет другого ребёнка за руку, выводит в круг, двое детей пляшут под любую музыку, выбранный ребёнок, становится ведущим/
/Игра повторяется/
/Петрушка хвалит детей/
Петрушка: Ай, какие молодцы!
Воспитатель: Спасибо петрушка – дружочек. Ну теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди.
/Воспитатель заглядывает в сундучок развязывает узелок – слово «Сказки»/
Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?
Дети: /называют свои варианты сказок/
Воспитатель: Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…
«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,
там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,
угадайте, что за сказка? (Три медведя)
«А дорога – далека, а корзина нелегка,
сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)
«На сметане мешон на окошке стужён,
круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)
«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,
он залезть в него не смог, это сказка. (Теремок)
/Воспитатель развязывает последний узелок – игра «Хоровод»/
Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.
Ой девчонки! Ой мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!
/Дети водят хоровод произнося слова:/
«Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите
Раз и два, раз и два,
Вот и кончалась игра!»
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили потешки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?
/Ответы детей/
Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народная творчество полно мудрости и доброты.
Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё про всё узнали. Напоследок я скажу: «чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»
Вот такая мудрость народная!
Воспитатель: от Петрушки вам сюрприз, «Пряники печатные».