Елена Николаевна
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Я и моё имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию
для детей подготовительной группы на тему: "Я и моё имя"
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Формирование представления детей о важности «права на имя» через знакомство с историей возникновения имени, и первым документом «Свидетельством о рождении».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: „Я и моё имя“» размещена в разделах
Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей русских имен наших предков, со значением имени для человека;
Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи:
Познакомить детей с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец».
Развивать творческую активность, слуховое внимание, умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
Продолжать развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, через вопросы и ответы.
Воспитательные задачи:
Формировать чувство самоуважения и уважение к другим людям.
Способствовать осознанию чувства собственного достоинства.
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
Любознательный, активный: проявляет интерес к своему имени, к истории его происхождения.
Имеет первичные представления о своем праве на имя.
Овладевший необходимыми навыками и умениями: эмоционально-заинтересованно следует за развитием действий во время образовательной деятельности. Называет свое имя и фамилию.
Словарная работа:
Фамилия, имена наших предков, значения имени, отчество, тёзка, Свидетельство о рождении.
Материал: Игрушка пони-мама и две маленькие одинаковые пони,
фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;
«Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);
картинки с изображением сказочных героев;
Предварительная работа с детьми:
Беседа «Зачем человеку имя?», разгадывание загадок про имена, рисование «Нарисуй своё имя», прослушивание песен «Антошка», «Александра», «Не плачь, Алиса», «Привет, Андрей», «Катюша», «Ксюша».
Чтение художественной литературы: былины (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, сказки (Иван-Царевич, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, «Цветик-семицветик», «Руслан и Людмила»; «Мишкина каша».
Предварительная работа с родителями:
составление с ребенком рассказа на тему «Мое имя и имена моих родителей»; беседа детей с родителями «Почему меня так назвали»
Использованная литература:
1. Г. Квита, В. Миронов. Словарь имен. Москва,1998.
2. С. В. Вялкова, Н. М. Давыдова. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М. :ТЦ «Сфера», 2008.
3. Т А Шорыгина «Беседы о правах ребенка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет». - М. :ТЦ Сфера, 2009 г.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.
Ребята, прежде чем начать сегодняшнюю беседу, я хочу загадать вам одну загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
Правильно. Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.
Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
Посмотрите внимательно друг на друга, и скажите, чем вы похожи? Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
Как же людей отличить друг от друга?
Проблемная ситуация.
В одной сказочной деревне у взрослой Пони родились очаровательные девочки-близнецы! Они были абсолютно одинаковые! Не отличишь!
Мама - Пони немного напугана и не знает, как же она будет теперь их различать?
Как помочь маме - Пони? Что вы можете ей предложить?
Значит, пробуем подобрать имена для девочек-близняшек пони.
Какие будут предложения?
Что же такое «имя»? Что обозначают имена?
И как появилось имя?
Интересно узнать?
2.
Беседа «Имена»
Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми.
Вот и имена им давали такие, как например:
Добрыня - делающий добро.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Все это древнерусские имена.
Людей на земле очень много!
Сколько же нужно имен, чтобы каждый получил свое неповторимое.
Поэтом люди, живущие в разных странах, стали немножко изменять одно и то же имя, например, в России Лиза, а в Англии Элиза.
Если мальчика в России зовут Иван, то в Грузии Вано, а в Армении-Аванес. По имени можно догадаться о национальности человека.
У каждого из вас есть имя.
Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?
Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.
У каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется пол человека - мальчик это или девочка, мужчина или женщина.
(дети приводят примеры)
По имени можно немало узнать о человеке.
Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Допустим, к одному человеку обратились «Илюшенька», а к другому «Ольга Александровна»?
Что это за люди? Они чем-то отличаются?
«Илюшенька» - это мальчик, а «Ольга Александровна» - это взрослый человек, т. е. женщина, воспитатель.
А если ребенка позвали «Илья», а другого «Катя».
Что можно сказать про этих детей?
Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику.
А к кому обращаются по имени и отчеству?
А как узнать отчество человека?
Отчество ребенку даётся по имени его отца.
По имени и отчеству обращаются к старшим людям.
Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Раньше фамилию человеку давали по его профессии: столяру давали фамилию Столяров, кузнецу - Кузнецов, охотнику — Охотников. Так же часто фамилию давали по имени мужчин в семье: Ивану давали фамилию Иванов, Петру — Петров. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек — Тишин, шумный — Шумов, весёлый — Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.
Назовите такие фамилии.
(Зайцев, Медведев, Волков, Воробьёв, Снегирев, Карасёв, Ершов).
Разгадывание зашифрованных имён.
Ребята, не случайно я сегодня начала свою беседу. У меня для вас сюрпризы. Эти сюрпризы непростые - их надо разгадать.
Вам надо расшифровать имена.
Цель игры:
Формировать умение расшифровывать слова, где буквы закодированы цифрами;
Развивать концентрацию и учить переключать внимание.
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Закреплять знание букв русского языка; знание цифр и счёт в пределах 20 и навык чтения;
Требуемые для игры знания и умения ребенка:
-умеет переключаться с одного объекта на другой;
-знает цифры;
-знает буквы и может их графически изобразить;
-владеет навыком чтения простых слов.
Ожидаемые результаты:
- ребенок может соотнести цифры и назначенные им буквы и прочитать зашифрованные слова.
Дети расшифровывают имена: Валя, Настя, Наташа.
Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.
Не хотите немного размяться?
(Дети встают в круг на физкультминутку)
Физкультминутка.
Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)
Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена)
И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире)
В этом доме мы живем! (руки вверху)
Беседа «Тёзки»
(Беседа проводится стоя на ковре)
Ребята, а вы знаете - кто такой тёзка?
Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?
Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»:
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Существует много людей с одинаковыми именами. Как быть?
Как выделить человека, чтобы люди обращались именно к нему?
Для этого люди и придумали фамилии. И стали одной фамилией объединять целые семьи.
Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
В такой ситуации нам поможет отчество.
А в нашей группе есть тёзки?
И это две Насти: Буданова и Перегудова.
И две Ани: Вильдт и Вагис.
«Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами.
Человек проносит имя через всю свою жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».
Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.
Вопросы к детям:
А вам нравятся ваши имена?
Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители?
В честь кого вам дали имя?
Как называют тебя в семье папа и мама?
Игра – беседа «Как растёт имя?»
Как вы думаете, может ли имя расти?
А я считаю, что может. Хотите узнать об этом?
Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно. Родилась девочка и назвали её Лена. Родители называли её ласково: Леночка. Девочка выросла, стала взрослой. Она выучилась и сейчас работает воспитателем.
Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама называет меня Лена. Мои дети называют меня «мама». Друзья зовут Лена. А в детском саду для всех я Елена Николаевна.
Вот и вы вырастите, вместе с вами вырастет ваше имя.
Катюша в школе станет Екатериной. Аня – Анной, Саша - Александром.
А когда станете взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству.
А откуда берётся отчество?
Отчество образуется от имени отца.
Подумайте, как будут называть вас?
Малоподвижная речевая игра «Назови ласково»
с мячом
Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково?
Тогда нам надо поиграть в игру «Назовите ласково».
Дети встают в круг и начинают передавать мяч по кругу, называя своего соседа ласковым именем.
Разгадывание загадок.
Загадки про имена:
Приготовил он обед:
Щи, котлеты, винегрет.
А для сестрёнки — кашу.
Всё умеет?
Саша
Ходила с мамой по грибы,
Натёрла ножку от ходьбы.
Пришлось сажать в корзину
Хромающую
Алину
Прочитала сказки
И закрыла глазки.
«Ночью снились страсти!»
Жаловалась?
Настя
Кошка прыгнула на ветку,
С ветки — быстро на беседку
И гуляет по карнизу,
Смотрит свысока на…
Лизу
Игра-загадка "Как зовут сказочных героев?»
1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли (Красная Шапочка)
2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали (Дюймовочка)
3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня (Снегурочка)
4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)
5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Разыгрывание этюда «Ситуация знакомства»
На детской площадке ты увидел хорошенькую девочку и решил, что обязательно должен с ней познакомиться. Что ты будешь делать?
Дети разыгрывают ситуацию знакомства.
Ну, что ж, молодцы! Теперь вы обязательно найдете себе новых друзей.
Ребята, помните, что вы обещали помочь маме-пони и придумать имена ее близнецам? Как же мы их назовём?
Сегодня мы говорили про ваши имена и историю появления имени, эти знания пригодятся вам. А в конце нашего занятия, я хочу показать вам документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения. Здесь же написаны фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство после вашего рождения. Попросите родителей показать этот документ и прочитать все его пункты: и вы услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.
Ребята, по-моему, вы кое-что забыли.
Вспомните пожалуйста, кто ждёт вашей помощи?
Так давайте поможем маме-пони придумать имена для её очаровательных близняшек. Ваши предложения.
По-моему, отличные имена. Теперь мама-пони точно не перепутает своих дочек.
Итог занятия:
Кому мы сегодня должны были помочь?
Что мы для этого делали?
Что нам помогло?
Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?
Что изменилось от того, что мы узнали?
Где мы можем использовать свои знания?
Удалось ли нам помочь маме-пони?
Анализ и самоанализ деятельности детей
В процессе занятия я знакомила детей с многообразием имён и их значением. Дети получили представление об именах, узнали историю их происхождения, толкование и значение, научились понимать тайны, которые скрывает имя человека. Ребята работали активно, включались в беседу.
Дети поняли, что имя человека - это важная часть его личности и жизни, что имя имеет свою историю и свои корни. Что имена нам дают родители, руководствуясь мнениями, своими чувствами или знаниями. Наши имена могут быть популярными и не очень, модными и не очень, нравиться нам и не очень. Уверена, что дети с уважением будут относиться к своему имени, будут беречь его.
Я считаю, что цель моего занятия достигнута. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной темой.