Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Я и моё имя»

Елена Николаевна
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Я и моё имя»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию

для детей подготовительной группы на тему: "Я и моё имя"

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Формирование представления детей о важности «права на имя» через знакомство с историей возникновения имени, и первым документом «Свидетельством о рождении».

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: „Я и моё имя“» размещена в разделах

Обучающие задачи:

Знакомить детей с историей русских имен наших предков, со значением имени для человека;

Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи:

Познакомить детей с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец».

Развивать творческую активность, слуховое внимание, умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

Продолжать развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, через вопросы и ответы.

Воспитательные задачи:

Формировать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Способствовать осознанию чувства собственного достоинства.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Любознательный, активный: проявляет интерес к своему имени, к истории его происхождения.

Имеет первичные представления о своем праве на имя.

Овладевший необходимыми навыками и умениями: эмоционально-заинтересованно следует за развитием действий во время образовательной деятельности. Называет свое имя и фамилию.

Словарная работа:

Фамилия, имена наших предков, значения имени, отчество, тёзка, Свидетельство о рождении.

Материал: Игрушка пони-мама и две маленькие одинаковые пони,

фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

«Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

картинки с изображением сказочных героев;

Предварительная работа с детьми:

Беседа «Зачем человеку имя?», разгадывание загадок про имена, рисование «Нарисуй своё имя», прослушивание песен «Антошка», «Александра», «Не плачь, Алиса», «Привет, Андрей», «Катюша», «Ксюша».

Чтение художественной литературы: былины (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, сказки (Иван-Царевич, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, «Цветик-семицветик», «Руслан и Людмила»; «Мишкина каша».

Предварительная работа с родителями:

составление с ребенком рассказа на тему «Мое имя и имена моих родителей»; беседа детей с родителями «Почему меня так назвали»

Использованная литература:

1. Г. Квита, В. Миронов. Словарь имен. Москва,1998.

2. С. В. Вялкова, Н. М. Давыдова. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М. :ТЦ «Сфера», 2008.

3. Т А Шорыгина «Беседы о правах ребенка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет». - М. :ТЦ Сфера, 2009 г.

Ход занятия:

1. Мотивация.

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.

Ребята, прежде чем начать сегодняшнюю беседу, я хочу загадать вам одну загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

Правильно. Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.

Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

Посмотрите внимательно друг на друга, и скажите, чем вы похожи? Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Как же людей отличить друг от друга?

Проблемная ситуация.

В одной сказочной деревне у взрослой Пони родились очаровательные девочки-близнецы! Они были абсолютно одинаковые! Не отличишь!

Мама - Пони немного напугана и не знает, как же она будет теперь их различать?

Как помочь маме - Пони? Что вы можете ей предложить?

Значит, пробуем подобрать имена для девочек-близняшек пони.

Какие будут предложения?

Что же такое «имя»? Что обозначают имена?

И как появилось имя?

Интересно узнать?

2.

Беседа «Имена»

Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми.

Вот и имена им давали такие, как например:

Добрыня - делающий добро.

Любомир - любящий мир.

Людмила - милая людям.

Владимир – владеющий миром.

Тихомир – тихий и мирный.

Все это древнерусские имена.

Людей на земле очень много!

Сколько же нужно имен, чтобы каждый получил свое неповторимое.

Поэтом люди, живущие в разных странах, стали немножко изменять одно и то же имя, например, в России Лиза, а в Англии Элиза.

Если мальчика в России зовут Иван, то в Грузии Вано, а в Армении-Аванес. По имени можно догадаться о национальности человека.

У каждого из вас есть имя.

Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.

У каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется пол человека - мальчик это или девочка, мужчина или женщина.

(дети приводят примеры)

По имени можно немало узнать о человеке.

Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Допустим, к одному человеку обратились «Илюшенька», а к другому «Ольга Александровна»?

Что это за люди? Они чем-то отличаются?

«Илюшенька» - это мальчик, а «Ольга Александровна» - это взрослый человек, т. е. женщина, воспитатель.

А если ребенка позвали «Илья», а другого «Катя».

Что можно сказать про этих детей?

Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику.

А к кому обращаются по имени и отчеству?

А как узнать отчество человека?

Отчество ребенку даётся по имени его отца.

По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.

Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Раньше фамилию человеку давали по его профессии: столяру давали фамилию Столяров, кузнецу - Кузнецов, охотнику — Охотников. Так же часто фамилию давали по имени мужчин в семье: Ивану давали фамилию Иванов, Петру — Петров. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек — Тишин, шумный — Шумов, весёлый — Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.

Назовите такие фамилии.

(Зайцев, Медведев, Волков, Воробьёв, Снегирев, Карасёв, Ершов).

Разгадывание зашифрованных имён.

Ребята, не случайно я сегодня начала свою беседу. У меня для вас сюрпризы. Эти сюрпризы непростые - их надо разгадать.

Вам надо расшифровать имена.

Цель игры:

Формировать умение расшифровывать слова, где буквы закодированы цифрами;

Развивать концентрацию и учить переключать внимание.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Закреплять знание букв русского языка; знание цифр и счёт в пределах 20 и навык чтения;

Требуемые для игры знания и умения ребенка:

-умеет переключаться с одного объекта на другой;

-знает цифры;

-знает буквы и может их графически изобразить;

-владеет навыком чтения простых слов.

Ожидаемые результаты:

- ребенок может соотнести цифры и назначенные им буквы и прочитать зашифрованные слова.

Дети расшифровывают имена: Валя, Настя, Наташа.

Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.

Не хотите немного размяться?

(Дети встают в круг на физкультминутку)

Физкультминутка.

Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)

Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)

Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена)

И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)

А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире)

В этом доме мы живем! (руки вверху)

Беседа «Тёзки»

(Беседа проводится стоя на ковре)

Ребята, а вы знаете - кто такой тёзка?

Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?

Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.

Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»:

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Существует много людей с одинаковыми именами. Как быть?

Как выделить человека, чтобы люди обращались именно к нему?

Для этого люди и придумали фамилии. И стали одной фамилией объединять целые семьи.

Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?

В такой ситуации нам поможет отчество.

А в нашей группе есть тёзки?

И это две Насти: Буданова и Перегудова.

И две Ани: Вильдт и Вагис.

«Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами.

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Вопросы к детям:

А вам нравятся ваши имена?

Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители?

В честь кого вам дали имя?

Как называют тебя в семье папа и мама?

Игра – беседа «Как растёт имя?»

Как вы думаете, может ли имя расти?

А я считаю, что может. Хотите узнать об этом?

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно. Родилась девочка и назвали её Лена. Родители называли её ласково: Леночка. Девочка выросла, стала взрослой. Она выучилась и сейчас работает воспитателем.

Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама называет меня Лена. Мои дети называют меня «мама». Друзья зовут Лена. А в детском саду для всех я Елена Николаевна.

Вот и вы вырастите, вместе с вами вырастет ваше имя.

Катюша в школе станет Екатериной. Аня – Анной, Саша - Александром.

А когда станете взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству.

А откуда берётся отчество?

Отчество образуется от имени отца.

Подумайте, как будут называть вас?

Малоподвижная речевая игра «Назови ласково»

с мячом

Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково?

Тогда нам надо поиграть в игру «Назовите ласково».

Дети встают в круг и начинают передавать мяч по кругу, называя своего соседа ласковым именем.

Разгадывание загадок.

Загадки про имена:

Приготовил он обед:

Щи, котлеты, винегрет.

А для сестрёнки — кашу.

Всё умеет?

Саша

Ходила с мамой по грибы,

Натёрла ножку от ходьбы.

Пришлось сажать в корзину

Хромающую

Алину

Прочитала сказки

И закрыла глазки.

«Ночью снились страсти!»

Жаловалась?

Настя

Кошка прыгнула на ветку,

С ветки — быстро на беседку

И гуляет по карнизу,

Смотрит свысока на…

Лизу

Игра-загадка "Как зовут сказочных героев?»

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли (Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня (Снегурочка)

4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

Разыгрывание этюда «Ситуация знакомства»

На детской площадке ты увидел хорошенькую девочку и решил, что обязательно должен с ней познакомиться. Что ты будешь делать?

Дети разыгрывают ситуацию знакомства.

Ну, что ж, молодцы! Теперь вы обязательно найдете себе новых друзей.

Ребята, помните, что вы обещали помочь маме-пони и придумать имена ее близнецам? Как же мы их назовём?

Сегодня мы говорили про ваши имена и историю появления имени, эти знания пригодятся вам. А в конце нашего занятия, я хочу показать вам документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения. Здесь же написаны фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство после вашего рождения. Попросите родителей показать этот документ и прочитать все его пункты: и вы услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

Ребята, по-моему, вы кое-что забыли.

Вспомните пожалуйста, кто ждёт вашей помощи?

Так давайте поможем маме-пони придумать имена для её очаровательных близняшек. Ваши предложения.

По-моему, отличные имена. Теперь мама-пони точно не перепутает своих дочек.

Итог занятия:

Кому мы сегодня должны были помочь?

Что мы для этого делали?

Что нам помогло?

Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

Что изменилось от того, что мы узнали?

Где мы можем использовать свои знания?

Удалось ли нам помочь маме-пони?

Анализ и самоанализ деятельности детей

В процессе занятия я знакомила детей с многообразием имён и их значением. Дети получили представление об именах, узнали историю их происхождения, толкование и значение, научились понимать тайны, которые скрывает имя человека. Ребята работали активно, включались в беседу.

Дети поняли, что имя человека - это важная часть его личности и жизни, что имя имеет свою историю и свои корни. Что имена нам дают родители, руководствуясь мнениями, своими чувствами или знаниями. Наши имена могут быть популярными и не очень, модными и не очень, нравиться нам и не очень. Уверена, что дети с уважением будут относиться к своему имени, будут беречь его.

Я считаю, что цель моего занятия достигнута. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной темой.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края» Цели и задачи: -формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей -развивать мышление и память, умение делать простейшие умозаключения.

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк» Интеграция областей: - Речевое развитие - Познавательное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Социально-коммуникативное развитие.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Личная безопасность дома» с детьми подготовительной к школе группыКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Личная безопасность дома» с детьми подготовительной к школе группы Цель: сформировать представление о безопасном поведении дома. Задачи: - уточнить и закрепить знания об опасных предметах и ситуациях в.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия «Школьные принадлежности» по речевому развитию для детей подготовительной группы Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Я и моё имя»
Опубликовано: 22 апреля 2022 в 20:42
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Я и моё имя»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна (УИ 197242) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД