Наталья Елсуфьева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)
Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе.
«Лаборатория воды»
Подготовила воспитатель: Елсуфьева Н. В.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» и «Речевое развитие»
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить знания детей по вопросу свойств воды;
Упражнять в умении внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы;
Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течет, окрашивается, впитывается, растворяет; вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления; определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения; воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Оборудование и материалы:
Карточки-капельки с загадками, глобус, на каждого ребенка одноразовые прозрачные стаканчики, миски, вода, вишневый сок, соль, гречка, палочка для размешивания, гуашь.
Методические приемы:
Беседа,
Вопросы,
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность,
Загадки,
Сюрпризный момент.
Ход занятия
- Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
1. Организационный момент
Встаньте в полукруг и возьмитесь за руки. (на столе стоит глобус и накрыт большой салфеткой)
Дети, ой, что утром было
Я же вам сказать забыла
Только в садик я зашла
Ко мне капелька подошла
Плачет бедная, грустит
А потом мне говорит
Никому я не нужна
Некрасивая ведь я
Пользу я не приношу
Только вот, сижу, грущу
Хочет про себя узнать
Просит нас ей рассказать
Ребята, так давайте же расскажем
Каким же свойством капля обладает, как она нам нужна.
Но для этого надо отгадать загадку.
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны
(глобус)
- А что такое глобус? (ответ детей)
- Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А какого цвета на глобусе больше? (голубого)
- А что обозначает голубой цвет на глобусе? (это вода)
- Значит на глобусе больше чего? (воды)
- Правильно, воды больше.
- Еще в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям, то узнали, что суши намного меньше, чем воды. И мы с вами в этом убедились (крутим глобус)
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, коричневый, голубой)
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? (леса). Желтым цветом? (пустыни). Коричневым цветом? (горы). Синим цветом? (море и реки)
Правильно, а теперь скажите, как вы думаете, кто это? (показываю картинку ученых)
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответ детей)
- Ученые занимаются наукой. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить.
- Где работают ученые? (в лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (не спешить, внимательно слушать, соблюдать тишину, быть аккуратными)
- Капелька, а мы сейчас узнаем твои необычные свойства, для этого мы отправляемся в лабораторию. (сели)
-Капелька хочет узнать какие превращения с ней происходят в природе.
- Ребята подскажите, в каком виде встречается вода в природе, на этот вопрос помогут нам ответить загадки. Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки у детей на столе)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это …. (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …. (снежинки)
Серебристая морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растет зимою вниз. (сосулька)
- Что объединяет все наши отгадки? (это вода)
- Молодцы!
-Капелька, оказывается, ты молодец, можешь быть сосулькой и снежинкой и дождем.
Ребята, и сейчас мы с вами, как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, и выясним что же это такое вода.
- А для того чтобы приступить к нашему исследованию, я предлагаю представить, что мы очутились в лаборатории.
ОПЫТ № 1 «Вода – жидкость»
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (ответы детей)
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, а поскольку вода жидкая и может течь, то ее называют жидкостью.
Вывод: вода – жидкость.
ОПЫТ № 2 «Вода бесцветная»
- А сейчас возьмите стаканчик с водой и стаканчик с соком.
- Какого цвета сок? (красный) А можно ли сказать про воду, что она красного цвета? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
ОПЫТ № 3 «Вода не имеет запаха»
- Ребята, возьмите стаканчик с водой и понюхайте воду, скажите, чем пахнет? (у воды нет запаха)
- Возьмите стаканчик с соком и понюхайте сок, скажите, чем пахнет? (вишней)
Вода не имеет запаха, если она чистая.
Вывод: Вода не имеет запаха.
А теперь давайте отдохнем.
3. Физкультминутка
Тихо плещется вода. (плавательные движения руками)
Мы плывет по теплой речке.
В небе тучки, как овечки, (потягивание – руки вверх и в стороны)
Разбежались, кто куда.
Мы из речки вылезаем, (ходьба на месте)
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох (дети садятся)
И садимся на песок.
- Отдохнули, ребята?
Присаживайтесь на стульчики.
ОПЫТ №4 «Вода не имеет вкуса»
-Возьмите стаканчик с водой и попробуйте на вкус. Если у нее вкус? (нет)
- А теперь возьмите стаканчик с соком и попробуйте на вкус. Если у нее вкус? (да)
Вывод: Вода не имеет вкуса.
ОПЫТ № 5 «Вода растворяет некоторые предметы»
- Возьмите стаканчик с водой и добавьте в него немного соли, а затем размешайте палочкой. Что вы заметили? (соль растворилась в воде)
Вывод: Вода растворяет
ОПЫТ № 6 «Вода окрашивается»
- Возьмите стаканчик с водой и добавьте в него краску гуашь, а затем размешайте палочкой. Что вы заметили? (вода окрасилась)
Вывод: Вода окрашивается
Молодцы!
Ребята, нам пора из нашей лаборатории возвращаться.
Дети, понравилось ли вам быть учеными-исследователями? И мне очень понравилось, как вы сегодня работали, а тебе капелька….? А где наша грустная капелька? Пойдем поищем. Вот же она, только совсем не грустная, а какая? Правильно веселая, потому что мы ей рассказали и показали, что она очень нам нужна.
А теперь давайте подойдем к столу и выберем смайлик с тем настроением, которое у вас осталось после лаборатории.
На этом наше занятие заканчивается. Давайте скажем гостям до свидание.