Виктория Аржаникова
«Мыло и его секреты». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мыло и его секреты.
ЦЕЛЬ: Формирование представления детей о свойствах мыла его разновидности и назначении. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
• Сформировать представление детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.
• Приобщать детей к научной, исследовательской деятельности.
• Развивать представление о лабораториях и специального оборудования, лабораторной посуды.
2. Развивающие:
• Развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.
• Способствовать развитию творческого воображения и мышление.
• Создавать условия, способствующие развитию коммуникативных навыков.
• Активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде.
3. Воспитательные:
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
• Воспитывать чувства уважения к старшим.
• Поддерживать инициативность и самостоятельность детей.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Использование ИКТ «Лаборатория юных исследователей»; стаканчики с мыльным раствором для каждого ребенка; тазы с водой; клеёнки на столы, колба с мыльным раствором, мензурка с корицей; мнемотаблица для самостоятельного проведения опыта; трубочки для коктейлей на каждого ребёнка; мыло разной формы, цвета, размера по количеству детей, салфетки для рук; халаты и медицинские шапочки на каждого ребенка; палочка для волшебства; коробочки с отверстиями на каждого ребёнка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем гостей!
Воспитатель: Ребята, присаживаемся на стулья. Сегодня у нас необычное занятие. Я хочу его начать с презентации. Смотрим на экран.
Презентация
Воспитатель: А Сейчас я вам предлагаю на время стать ученым, исследователями и выполнить интересные задания, в которых мы должны раскрыть секреты одного предмета. А какого мы узнаем чуть позже.
У меня есть волшебная палочка, следите за ней глазами:
Будем чудо в гости звать,
1.2,3,4.5.
Палочкой взмахну своей,
К волшебству спешим скорей!
Закройте глаза. Вокруг себя 3 раза обернитесь - и в исследователей превратитесь!
Воспитатель: Сейчас идем в нашу лабораторию. (На дверях группы висит надпись ЛАБОРАТОРИЯ) Заходим. (одеть детям шапочки, халаты)
Какие вы все дружные и веселые. Ребята проходите присаживайтесь за столы. Посмотрите что находится у вас на столах.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие красивые коробочки! Как вы думаете, что может находиться в этих коробочках? (Предположения детей).
Вы хотите узнать, что в них находится?
Дети: Да!
Воспитатель: А помогут нам в этом наши помощники - органы чувств. А какие органы чувств вы знаете?
Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.
Воспитатель: А сейчас давайте каждый из вас просунет руку в волшебную коробочу, ощупайте предмет и опишите его. Какой он? (Спросить нескольких детей).
Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.
Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог?
Дети: Рука. На доску вешаем картинку рука.
Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет ладошка? (опрос детей).
Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.
Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?
Дети: Нос. На доске появляется нос.
Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?
Дети: Нет, звуки он не издаёт. На доску вешаем картинку ушки.
Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?
Дети: Уши.
Воспитатель: А теперь давайте откроем коробочки и скажите, что вы видите?
Дети: Мыло.
Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?
Дети: Глаза.
На доске вешаем картинку глаза.
Воспитатель: Ребята какой орган чувств мы не назвали?
Дети: Язык
Воспитатель: А почему?
Ответы детей
Воспитатель: Что сейчас перечислили? Что это? (закрепление органов чувств)
Давайте-ка внимательно рассмотрим мыло. Но прежде чем взять мыло в руки, давайте повторим правила безопасности во время работы с мылом :
- не брать мыло или намыленные пальцы в рот;
- не допускать попадания мыла в глаза, а если попадет, что нужно сделать? (Промыть)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое мыло по форме. Какое у тебя Маша, а какой формы мыло у тебя, Cаша? Отличается ли оно по размеру, по цвету? А теперь давайте понюхаем мыло. У меня в руках мыло, которое пахнет клубникой, значит это мыло клубничное. Рома, попробуй теперь ты определить аромат мыла и сказать какое оно. Что напоминает тебе аромат этого мыла?
Ответ ребё нка: Оно напоминает лимон.
Воспитатель: Если мыло с ароматом лимона, значит оно….? (лимонное)
Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Мыло бывает разное по цвету, форме, размеру, по запаху.
Воспитатель: Ребята давайте уберём коробочки в сторону. А мыло положим на поднос на стол.
Зачем люди делают разное мыло?
Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.
Воспитатель: Ребята посмотрите у меня есть ещё один кусочек мыла. Воспитатель показывает детям хозяйственное мыло.
Дети: Это тоже мыло.
Воспитатель: Какое-то оно не такое. И запах совсем необычный. Оно не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло?
Воспитатель: А кто-нибудь знает, как оно называется?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: Такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать, мыть игрушки.. Еще у меня есть мыло дегтярное. Оно тоже необычного цвета и запаха. Его делают из березового дегтя. Им так же можно мыть руки и тело. Оно имеет лечебные свойства.
Воспитатель: Посмотрите, ребята ещё на моем столе бутылочка на которой имеется надпись «Жидкое мыло».
Воспитатель: Интересно, почему оно называется жидким?
Дети: Потому что течёт.
Воспитатель: А для чего оно необходимо?
Дети: По этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей.
Воспитатель: Итог: мыло бывает туалетное, хозяйственное, жидкое.
Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему.
Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами и посмотрим какие же это фокусы!
Но перед этим сделаем разминку. встаем
Мы по лугу прогулялись
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Садимся.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем по кусочку мыла и потрогаем, погладим его. Какое оно?
Дети: Сухое, гладкое.
Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?
Дети: Оно стало мокрое, скользкое.
Воспитатель: А теперь давайте намылим ручки.
Какие у вас белые перчатки на руках. (пена) А для чего они нужны?
Дети: Что такое пена? (много мыльных пузырьков).
Дети: Белые перчатки на руках нужны, чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки, тем лучше отмывается грязь.
Воспитатель: А сейчас опустим руки в воду. Посмотрите, какая стала вода.
Дети: Она стала мутная, непрозрачная.
Воспитатель: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?
Дети: Потому что мыло растворилось в воде, и вода приобрела запах мыла.
Воспитатель: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?
Дети: Нет.
Воспитатель: А сейчас давайте вытрем руки. (Полотенца на столах, возле тазов)Отгадаем загадку.
Загадка
Один, два, три, четыре, пять,
Будем шарики пускать!
Дунем в трубочку тихонько,
Полетят они легонько.
Один, два, три, четыре, пять,
Не пытайтесь их поймать!
Чуть дотронетесь рукой,
Хлоп. И пусто над тобой!
Воспитатель: ребята что это за шарики, как вы думаете?
Ответы детей
Опыт с трубочкой.
- Ребята на столах у вас стоят стаканчики с трубочками. Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них.
Не забудьте как правильно дуть, от себя. Давайте сначала попробуем в воздухе.
— Что происходит? (появляются большие пузыри)
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие секреты есть у мыла?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
Ребята прошу подойти к столу. Встать возле ящичка с водой. Будьте аккуратными, чтоб не перелить воду.
. Воспитатель: Ребята, что вы видите у нас на столе?
Дети: таз с водой, мыло
А что вы можете сказать о ней? Какая вода?
Дети: Прозрачная, теплая, чистая.
Воспитатель: Мы сейчас с вами проведем эксперимент с этими предметами с помощью таблицы подсказки. (картинки, алгоритм выполнения опыта) Выбрать ребенка который будет насыпать корицу, и капать мыло.
Смотрите, в таз с водой Марк насыпает корицу, он похож на грязь, песок в которых обитают микробы, которые появляются на наших руках, а теперь Эля капнет жидкое мыло. Ребята, что произошло с микробами? (Ответы детей).
Дети: Микробы убегают.
Воспитатель: какой вывод мы можем сделать?
Дети: мыло очищает нашу кожу от грязи и микробов.
Воспитатель: Ребята, смотрите у меня есть еще одна коробочка? Что в ней спрятано? (открывают).
Дети. Мыло.
Воспитатель: А это мыло необычное, оно подарочное. Видите, какое оно красивое. Его можно изготовить самостоятельно. Но об этом мы с вами узнаем в следующем путешествии.
Кому мы его можем подарить?
Дети: маме, папе.
Воспитатель: я предлагаю подарить его нашим гостям. (Дети дарят мыло)
А, теперь давайте подведем итоги нашего путешествия!
- Какое бывает мыло?
Дети: жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом. Туалетное, хозяйственное, жидкое.
- Какое сухое мыло? —
Дети: гладкое
- А каким оно становится в воде? –
Дети: гладим, но еще и скользким
-Что будет, если намылить руки? –
Дети: появится пена
- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? — пузыри. Мыло пенится, мылом можно стирать, и пускать пузыри.
- Для чего нужно мыло? –
Дети:для уничтожения микробов
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
- Ребята, а что больше всего вам понравилось на занятии?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты, а самое главное, вы очень хотели узнать что то новое и интересное. Это очень важно
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Воспитатель использует волшебную палочку:
Будем чудо в гости звать,
1,2,3,4.5.
Палочкой взмахну своей,
К волшебству спешим скорей!
Закройте глаза. Вокруг себя 3 раза обернитесь - и в саду вы окажитесь!. Снимаю шапочки и халаты.