наталия горелова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебница соль»
Возраст воспитанников: старшая группа
Цель: Уточнить знания детей о свойствах соли;
познакомить детей с видами соли и характеристикой соли;
развивать навыки экспериментирования;
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и друг с другом. И подарим всем своё хорошее настроение.
Это – ты, а это – я!
Все мы – дружная семья!
Здравствуй, близкий мой сосед!
А далекому – привет!
Мы поклонимся друг другу,
А потом протянем руку.
Друг на друга поглядим
И в обиду не дадим (выполняют действия по тексту)
Воспитатель : Ребята посмотрите кто пришел к нам в гости. Это же Незнайка.
Незнайка: Вот и вы меня, ребята, Незнайкой называете! Как будто вы умнее всех и все на свете знаете! А я, между прочим, тоже неглупый.
Воспитатель: Правда? Тогда помоги детям загадку отгадать.
Без неё, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались, ну, конечно, это – соль.
Незнайка: Ой, я и правда, ничего не знаю. Ребята, а можно я с вами побуду в детском саду?
Воспитатель:Конечно, оставайся, Незнайка!А мы тебе расскажем много интересного про соль.
Ребята соль бывает поваренная
-Почему эта соль так называется – поваренная? (ответы детей)
-Правильно, эту соль используют при варке еды, при приготовлении пищи.
-Ребята, добывают поваренную соль из соляного озера. В России много соляных озёр. Самое большое озеро – Баскунчак. На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в озере очень солёная.
-Раньше, давно-давно, соль добывали вручную. Рабочие голыми ногами стояли в воде и черпали соль лопатами. Солёная вода разъедала кожу, это было очень больно. Соль в то время была очень дорогая, её берегли, экономили. За соль, как за деньги, можно было купить что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.
- «Хлеб-соль» — так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль – это символ дружбы, а беречь хлеб и соль, значит, дружить. Отсюда и народная примета – рассыпал соль – к ссоре.
-В наше время соль добывают с помощью соледобывающего комбайна.
А ещё соль бывает каменная.
-Почему соль называется каменная? Как вы думаете? (ответы детей)
-Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Соль залегает толстыми слоями. Это каменная соль. Она напоминает кусок льда, камень, который от удара раскалывается на маленькие кристаллы. Каменная соль залегает, иногда, очень глубоко в земле, а иногда, у самой поверхности земли. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов.
А так же соль может быть морская
-Почему соль называется морская? Как вы думаете? (Ответы детей)
-Ребята, морская соль добывается медленным выпариванием чистой морской воды под жарким солнцем. Вода испаряется, а соль остаётся.
Мы пришли в лабораторию. Что бы стать настоящими учеными лаборантами и провести опыты с солью.
Руки вверх
Руки вниз
И на месте покружись
Раз - хлопок,
Два – хлопок,
Снова сделай поворот
Прыг, скок – улыбнись
И в лаборанта превратись.
Воспитатель предлагает пройти и надеть халаты и колпаки.
Для того, чтобы правильно проводить опыты, нужно внимательно слушать и соблюдать правила при работе с солью.
Как вы думаете, какие это правила? (Дети называют, воспитатель добавляет и обобщает:)
. нельзя после соли трогать руками глаза;
.не толкать соседа во время работы;
. работать аккуратно, чтобы не просыпать соль, потому что есть такая примета: если соль просыпаем, то можем поссориться.
-Для исследования свойств соли нам понадобятся стаканы с кипячёной водой, ложки, тарелки с солью, пипетки, лупы.
Кстати, где мы может взять соль? Купить в магазине или аптеке
Опыты:
1). Определите, есть ли у соли запах? (дети нюхают соль и отвечают)
2)Возьмите ложку и положите соль в пустую тарелку. Что мы сделали –налили или насыпали? (насыпали) Значит, соль какая? (рассыпчатая, сыпучая)
3) Рассмотрите соль через лупу. Что увидели? (Прозрачные кристаллы, кубики. А когда их много, то они кажутся белого цвета.)
4). Наберите в пипетку воды и капните в соль. Что произошло с водой? (Вода впиталась в соль.) Почему? (Воды мало, а соли много.)
5). В стакан с водой положите ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? (Она растворилась).
-Отгадайте загадку: «В воде родится, а воды боится?» (Соль)
-Ребята, изменился ли цвет воды? (ответы детей)
-А какой стал вкус у воды? Как вы думаете? (пробуют с ложки воду и отвечают)
Вывод: Соль – кристаллический порошок белого цвета. Она твёрдая, сыпучая, не имеет запаха, растворяется в воде и вода становится солёной.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»
Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)
Сегодня наша соль поможет нам с вами совершить волшебство. Я предлагаю, ребята, превратить нашу лабораторию в творческую мастерскую.
Воспитатель:
1. Возьмите листочки, где нарисованы рыбки, губку опустите в клей и промокните клеем картинку.
2. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (протрите руки салфеткой). Лишнюю соль стряхните на поднос.
3. Раскрасьте соль, прикасаясь к ней кисточкой с разными цветами жидкой краской.
4. Получились у нас яркие рыбки.
Воспитатель: Что делает краска с солью?
Дети: Разукрашивает
Воспитатель: Дождитесь полного высыхания
Вывод: С помощью соли можно делать красивые рисунки.
Воспитатель: Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
Давайте произнесем волшебные слова, закрыли глаза.
Раз, два, три - покружись и в ребяток превратись!
Заключительная часть:
Воспитатель: С чем мы сегодня проводили опыты?
Дети: С солью.
Воспитатель: Что узнали о соли?
Дети: Соль белого цвета, состоит из кристалликов, она твердая, сыпучая и растворяется в воде, не имеет запаха.
С помощью соли можно делать красивые рисунки.
Воспитатель: Ребята,а давайте спросим у Незнайке понравилось ему у нас в гостях или нет?
Незнайка: Ребята, с вами так интересно и весело! Вы все такие молодцы! Глядя на вас я понял, что тоже теперь буду к знаниям, как вы, стремится! Но мне пора возвращаться в свою сказочную страну, время пролетело быстро. Я буду очень скучать по вам!
Воспитатель: Приходи к нам еще, Незнайка, мы всегда будем тебе рады! Правда, ребята? (ответы детей)
Незнайка прощается и уходит.