Гоголева Яна Борисовна
Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе «Чтобы избежать беды»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по пожарной безопасности в подготовительной группе «Чтобы избежать беды»
Цель: Формирование познавательных интересов детей через методы ТРИЗ.
Задачи: - С помощью эксперимента познакомить детей со свойствами огня;
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
- Формировать навык пожарной безопасности;
- Развивать творческое мышление, речь, воображение, восприятие;
- Активизировать интерес детей к окружающему миру;
Публикация «Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе „Чтобы избежать беды“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Воспитывать ответственность, отзывчивость, находчивость, любознательность в процессе игры.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы;
- Разгадывание загадок по пожарной безопасности;
- Проигрывание дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, творческих игр;
- Проигрывание ТРИЗ –игр, разыгрывание и разрешение различных проблемных ситуаций;
- Проведение опытов, экспериментов;
- Рассматривание картин, иллюстраций;
- Изодеятельность, конструирование.
Дествующие лица: воспитатель, дети, работник пожарной охраны, коршун-второй воспитатель.
Оборудование: Спички, свеча, пустая прозрачная банка, интерактивная доска, мяч, камешки, лупа, выставка детских рисунков по теме-оформление группы, письмо, два кружочка- белый и черный, видео фильм, сломанная пожарная машина, атрибут шапочка- машинка, медальоны на каждого ребенка.
Ход:
Дети под музыку заходят в зал, оформленный по теме пожарной безопасности, садятся на стулья.
Знают все: без огня
Не проживем мы ни одного дня!
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнем.
Он становится нашим врагом!
Заходит пожарный с письмом.
Пож. : Здравствуйте дети, сегодня утром я получил от вас письмо и очень рад тому, что вы сегодня меня пригласили на свое мероприятие, с удовольствием приму участие.
Прилетает коршун (музыка).
Восп. : Ребята, посмотрите кто это к нам сегодня прилетел? (ответ детей)
Коршун: Здравствуйте дети, я летаю высоко высоко и все вижу, что творится внизу на земле. Я сегодня увидел большой огонь. Кто мне расскажет, что такое огонь (Ответы детей)
Проводится игра «Хорошо - плохо» (ТРИЗ).
Восп. : Дети, у меня два кружочка. Если я покажу белый кружок, то говорим только… (дети заканчивают – хорошее). А если черный кружок….(только плохое).
Ответы детей:
Огонь – это хорошо, потому, что на нем можно приготовить еду.
Огонь – это плохо, потому, что может возникнуть пожар.
Огонь – это хорошо, он греет.
Огонь – это плохо, она как молния, она падает на дерево и тогда сгорит лес.
Огонь – это хорошо, он дает свет. Давным – давно у наших предков якутов, не было электричества и они зажигали палочку (показ тымтык, с помощью этого тымтыка освещали хлев, когда доили коров. Дети помогали своим родителям, держали тымтык во время дойки.
Коршун: А откуда берется огонь?
Восп. : А на этот вопрос есть загадка. Давайте ребята отгадайте загадку:
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими ….(спичками).
- А дети могут брать спички? Почему?
- А если нет спичек, то как быть? (рассуждения детей, ТРИЗ метод фокальных объектов)
- Правильно дети, давным – давно огонь добывали с помощью вот таких камешек. Кто покажет как это делали. (показ детей)
- Еще как добывали огонь? (дети выбирают из предметов, лежащих на столе, те которые подходят)
- Правильно, с помощью вот этой лупы. Что делали? (ответы детей)
На доске просмотр видео – где мальчик Шалунишка (герой якутской народной сказки Мэник –мэнигийээн) играет со спичками, сидя на полу. Зажигает предметы из разных материалов: бумага, пластмасс, целлофан, дерево. «Пока мамы дома нет, я проведу опыт, какой же предмет быстро загорится». Вдруг вспыхивает большое пламя, Шалунишка пугается и прячется под кроватью. Он обжег пальцы и плачет, задыхается из –за дыма. В это время заходит мама Шалунишки, быстро накидывает покрывалом на огонь. Она находит под кроватью испуганного сына, схватывает его за руку и быстро выходит из дома.
Пожарный вместе с детьми обсуждают эту ситуацию.
Восп. : Из- за шалости Шалунишки чуть пожар не начался. Правильно ребята, огонь очень опасен. И спички – это …. (детям не игрушка).
- Посмотрите, а наш коршун куда –то улетел или спрятался. Давайте поищем его (дети находят коршуна за ширмой).
- Не бойся коршун, выходи. Дети тебе сейчас все покажут и расскажут о правилах поведения, если возникнет пожар.
.
Пож. : - Ребята, если пожар начался дома, как вы будете себя вести в этой ситуации? Какие есть правила?
Ответы детей:
1. Нужно позвонить в службу 01, сообщить свой адрес и что случился пожар.
2. Выйти из дома и позвать на помощь.
3. Не прятаться под кроватью, а нужно идти к выходу.
4. Намочить полотенце или тряпку и накрыть рот, чтобы дышать.
5. Одеть самое необходимое и выбежать на улицу, зайти в ближайший дом.
За каждый правильный ответ рисуем красную звездочку на доске.
Коршун: А из – за чего еще может случится пожар?
Игра на интерактивной доске «Знатоки правил»(ТРИЗ- метод зрительной символической аналогии).
Восп. : - Ребята, подойдите к доске, что вы видите? (карточки)
- Надо из всех рисунков выбрать и обвести красным карандашом те предметы, из – за которых может возникнуть пожар (дети по очереди выполняют задание, объясняя почему они выбрали этот предмет).
Физминутка: подв. Игра «Огонь кусается»
Восп. : - А сейчас ребята, мы немного поэкспериментируем, будем исследовать свойства огня.
Опыт: «Огонь в банке»
- Ребята посмотрите что у меня на руках (банка) Потрогайте ее. Какая она? (сухая, стеклянная, прозрачная, чистая).
- А что еще у меня стоит на столе? (свечка, спичка) что нужно сделать? (дети сами рассуждают – Может ее зажечь). Воспитатель зажигает свечку.
- А потом что делать? Почему банку поставили около свечки? (дети сами должны догадаться, что надо накрыть свечу банкой).
- Скажите, что изменилось?
Дети: - Появились капли воды на стекле, стенки банки запотели. Свеча погасла.
Восп. : почему это произошло (Огню не хватило воздуха). Правильно ребята! Оказывается, чтобы огонь горел, ему что нужен? (воздух). Чем мы накрыли огонь? (Банкой, а мама Шалунишки чем накинула на огонь? (покрывалом) Молодцы, умнички все поняли!
Давайте сделаем вывод: Если на огонь накинуть чем-то, то тогда прекращается доступ воздуха к огню и вследствие этого пламя гаснет.
Пож. : Правильно дети, вот поэтому если случится дома пожар, то что нельзя делать? (открывать окна и двери, почему? Чтобы огонь не бушевал и не вырос).
Восп. : Ребята, коршун вам принес предмет, но он даже сам не знает что это, хотите узнать.
Тогда давайте поиграем в игру-загадку «Да- нет».
Все вы знаете правила этой игры, мы с вами много раз играли в эту интересную игру. Вы спрашиваете, а я отвечаю только «да» или «нет».
- Это съедобное?
- нет
- Это живое?
- нет
- Это предмет?
- Да
- Это посуда?
- нет
- Это транспорт
- да
- это машина?
- да
- У нее есть сирена?
-Пожарная машина!
- Правильно дети, отгадали мою загадку (показывает сломанную пожарную машину).
- Дорогой коршун, этот предмет называется…. ( дети: пожарная машина).
Игра с мячом «Вы - мои частички»
Воспитатель одевает атрибут – шапочку «машинку». Ты моя частичка. Так кто же ты? Из каких частей состоит пожарная машина? Бросает мяч ребенку, тот ловит и отвечает (лестница, сигнал-сирена, руль, колеса, цистерна с водой….)
Пож. : А почему пожарная машина бывает только красного цвета? (потому, что красный цвет – цвет огня, чтобы издалека было видно).
Коршун: Я вам дарю эту машину, но кто-то ее сломал, как же вы будете играть? ( дети рассуждают: А может быть новую сделаем)
Восп: Правильно дети, вы можете сами создать новую пожарную технику 21 века из любого материала, какую-то необычную, оригинальную и чтобы каждая деталь помогала чему? (погасить огонь).И пусть это будет новым заданием к следующему занятию (ТРИЗ- метод фокальных объектов).
Коршун: Спасибо ребята, я сегодня многому у вас научился. Узнал, что огонь может быть добрым, а может быть и злым, может быть полезным, а бывает и опасным, бывает другом, а бывает и врагом. Я к вам еще прилечу, посмотреть, какую же новую, необычную технику вы придумали и создали. До свидания ребята!
До новых встреч! (улетает)
Пож. : Спасибо дети, мне сегодня очень понравилось у вас. Я очень рад, что каждый из вас очень хорошо знает правила пожарной безопасности! И за это я вам дарю эти медальоны, вы это сегодня заслужили! (под веселую праздничную музыку детям надевают медальоны «Юный пожарник»).
Запомните ребята: «Чтобы не случилась с вами беда, правила нужно знать всегда!»
Восп. : Правил пожарных несложен урок,
Знай, выполняй их и помни, дружок!
Чтобы в доме не было беды,
Мы запомнить с тобою должны:
Чтоб пожаров и бед избежать,
С огнем не пристало играть!