Анна Тарасова
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Путешествие с Капелькой в царство воды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №52 «Белочка» городского округа «город Якутск»
Конспект занятия
по поисково-исследовательской деятельности в средней группе
«Путешествие с Капелькой в Царство воды»
Подготовила: Тарасова Анна Альфредовна,
воспитатель средней группы «Звездочки»
г. Якутск - 2019
Тема: «Путешествие с Капелькой в Царство воды»
Дата проведения: 29 ноября 2019 г.
Публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности „Путешествие с Капелькой в царство воды“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Темочки
Возрастная группа : средняя группа «Звездочки»
Цель: Создание целостного представления о воде как природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека через поисково-исследовательскую деятельность.
Образовательные задачи:
• Закрепить знания детей о свойствах воды (прозрачность, цвет, запах, форма, при нагревании превращается в пар, а при охлаждении в лед, текучесть) и познакомить со знаками-символами.
• Познакомить с новыми свойствами воды – вкус (безвкусная) и вода – растворитель.
• Уточнить значение воды для всего живого.
• Расширить знания детей о животных, обитающих в воде.
Развивающие задачи:
• Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями;
• Развивать любознательность, мышление, внимание и речь детей.
• Обогащать словарь детей новыми словами и понятиями
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей любовь к природе
• Продолжить формирование бережного отношения к воде
• Воспитывать аккуратность при работе с водой
Подготовительная работа: беседы о воде, наблюдение за водой в группе (можем увидеть, потрогать, вода умеет течь, переливаться, наблюдение за состоянием воды через проведение опытов и экспериментов с водой (вода прозрачная, бесцветная, текучая, без формы, без запаха, превращается в пар и в лед; вода летом жидкая, а зимой твердая).
Обогащение словаря: введение новых слов: новый знак - экономим воду, лаборатория, аскорбиновая кислота (аскорбинка, растворитель
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, медиа проектор; глобус, картинка «Для чего людям нужна вода», табличка «Свойства воды»; вода, стаканы одноразовые, тарелочки, чайные ложки, трубочки, сахар, соль, аскорбиновая кислота, салфетки; картинки-эмоции, капельки.
Форма проведения: познавательно-игровая
Основная образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, двигательная
Ход занятия. – слайд №1
Вводная часть.
Приветствие.
Воспитатель: Ребята, проходите, пожалуйста. К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
«Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
(Дети говорят и выполняют движения вместе с воспитателем)
Вот мы и поздоровались с нашими гостями и друг с другом и у всех у нас хорошее настроение! Садитесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети проходят к своим стульчикам, которые стоят полукругом напротив интерактивной доски). – слайд №2.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда мы отправимся вы попробуйте угадать.
Звучит аудио – запись журчания воды. – Слайд №2
Воспитатель обращает внимание детей на шум воды : Ребята, что это шумит?
Ответы детей: Вода.
Воспитатель:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться.
Я хочу у вас спросить:
Без чего нам не прожить?
Ответы детей: Без воды.
Воспитатель: Правильно, ребятки, без воды нет жизни на земле, вода нужна всему живому. Ребята, посмотрите вода отправила нам свою Капельку (на экране интерактивной доски появляется Капелька). – слайд №3. (воспитатель нажимает на звук)
Капелька : Здравствуйте, дети!
Я – Капелька воды
На огромной планете Земля.
Я везде побывала и много на свете я повидала.
Я приглашаю вас с собой в Путешествие в Царство воды.
В путешествии вас будет ждать много интересного!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с водой и с ее новыми свойствами. А Капелька нам в этом поможет. Ну, что отправимся вместе с Капелькой в Путешествие?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А отправимся мы в Путешествие на весёлой лодочке. – слайд №4.
Давайте встанем друг за дружкой и образуем лодочку. Занимайте скорее места в лодочке.
Физминутка.
Воспитатель нажимает на звук и звучит звук моря.
Ветер по морю гуляет, (раскачивание поднятыми руками направо, налево)
Ветер лодочку качает, (раскачивание разведёнными в сторону руками)
Весла в руки мы берём,
Быстро к берегу плывём (выполнение круговых движений руками при этом делаем легкий присед ногами)
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко! (сделали легкий подскок в сторону)
(Дети произносят текст и выполняют движения вместе с воспитателем)
Воспитатель: Садитесь, ребятки. (Дети садятся на стульчики)
Основная часть.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Ребята, давайте расскажем Капельке где мы встречаемся с водой и в группе, и в доме, и в природе?
Ответы детей: В море, в речке есть вода, из крана течет вода, в лейке, дождик, снежинки, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.
Воспитатель: А для чего людям нужна вода? (Показывает картинку)
Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.
Молодцы, все правильно сказали. А теперь давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?», которую приготовила нам Капелька. – слайд №5.
Работа с интерактивной доской – игра «Кому нужна вода?»
На интерактивной доске картинки (капелька воды, дерево, цветы, люди, книги, животные, компьютер, птицы, насекомые и т. д.). Дети подходят к доске по очереди и выбирают, кому нужна вода).
Воспитатель нажимает на звук и Капелька хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня день недели?
Ответы детей: Пятница.
Воспитатель: Давайте, чтобы наши глазки отдохнули, мы с вами проведем гимнастику для глаз «Веселая неделька» - Пятница.
Гимнастика для глаз «Веселая неделька» - Пятница
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали. (вращение глаз в правую сторону)
Остановка и опять
В другую сторону бежать. (вращение глаз в левую сторону)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя! (сжимаем и разжимаем веки, затем на 5 секунд закрываем глазки и открываем)
(Дети проговаривают текст и выполняют движения глазами вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, Капелька приготовила нам еще одну игру «Кто живет в воде и кто не живет в воде». - слайд №6.
Давайте разделимся на две группы. Одна группа будет находить тех обитателей, которые живут в воде, а другая группа будет находить тех обитателей, которые не живут в воде.
Работа с интерактивной доской - игра «Кто живет в воде и кто не живет в воде».
(Дети выходят к интерактивной доске по очереди и наживают картинку того обитателя, который живет или не живет в воде. (рыбы, морская звезда, морской конек, дельфин, медуза, слон, тигр, лось и т. д.)
Воспитатель нажимает на звук и Капелька хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, Капелька предлагает нам посмотреть на знаки и рассказать, что мы уже знаем о воде? Какая она? Воспитатель показывает табличку «Свойства воды».
Ответы детей: жидкая, воду мы видим, она прозрачная, она без цвета, без запаха, без формы)
Задаю им наводящие вопросы.
Воспитатель: А вот этот знак называется (показываю знак – «экономим воду»). Давайте все вместе скажем : Экономим воду.
Дети: (повторяют) - Экономим воду.
Воспитатель: Воды много на Земле? (показывает на глобусе все, что обозначено голубым цветом)
Ответы детей: много.
Воспитатель: Но для умывания и приготовления пищи необходима только чистая вода, а чтобы воду очистить люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь и плотно закрывать кран. Когда мы придем с вами в группу, то куда повесим этот знак?
Ответы детей: В умывальной комнате, возле крана.
Воспитатель: Верно, молодцы, ребята!
А сейчас Капелька приглашает нас в лабораторию. Для этого вы уже надели специальную одежду - фартучки. Давайте все вместе назовем слово – лаборатория.
Дети повторяют все вместе - лаборатория.
Воспитатель: Капелька посылает нам волшебный ветерок, который нас и приведет в лабораторию.
Небольшая динамическая пауза.
Воспитатель: Ветер, ветер, прилети, в лабораторию нас скорей приведи!
(Дети кружатся и попадают в лабораторию). Сегодня мы будем заниматься исследованиями воды и делать открытия, как настоящие ученые. Проходите скорее к столам.
Дети проходят к столам.
На столах стоит вода в прозрачных стаканчиках и вещества для растворения в цветных стаканчиках.
Воспитатель: Ребята, Капелька напоминает вам о правилах поведения в лаборатории. (зачитывает детям с экрана) – слайд №7.
1. Внимательно слушать инструкции.
2. Четко выполнять указания.
3. Быть наблюдательным.
4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
5. По наблюдениям делать выводы.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, вода имеет вкус?
Ответы детей: Не имеет, имеет.
Воспитатель: А вот мы это сейчас и проверим. Чье предположение окажется верным? Капелька предлагает вам сделать один глоток воды из стакана. Но сначала подумайте можно пить эту водичку или нет? И почему?
Ответы детей: она чистая, кипяченая.
Воспитатель: Верно, ребята.
Практическая работа детей в Лаборатории.
1 Опыт - «Какого вкуса вода?»
Воспитатель: Вот теперь попробуйте водичку.
Дети пробуют водичку на вкус.
Воспитатель: Какого вкуса водичка?
Ответы детей: никакого, нет вкуса.
Воспитатель: Тогда какой мы сможем сделать вывод?
Вывод: у воды нет своего вкуса, она безвкусная. (показываю знак-символ)
2 опыт – «Вода – растворитель?»
Воспитатель: А сейчас будем работать по подгруппам.
Задание 1-й подгруппе : размешайте в воде свое вещество - сахар.
Задание 2-ой подгруппе : размешайте вещество - соль.
Задание 3-ей подгруппе : размешайте вещество - аскорбиновую кислоту. Давайте все вместе скажем слово – аскорбиновая кислота (аскорбинка).
Дети повторяют слово – аскорбиновая кислота (аскорбинка).
Дети растворяют вещества.
Воспитатель: у всех растворились вещества?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: (после растворения веществ) А сейчас попробуйте водичку на вкус (с помощью трубочки) Что изменилось? У воды появился вкус? Какая стала вода на вкус?
Ответы детей: Сладкая, соленая и кислая.
Воспитатель: Верно, ребята, вода стала сладкой, соленой и кислой. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Ответы детей: Они растворились.
Воспитатель: Они растворились и что изменили?
Ответы детей: Изменили вкус воды.
Воспитатель: Какие вещества растворились в воде?
Ответы детей: Сахар, соль и аскорбиновая кислота (аскорбинка).
Воспитатель: Значит, какой мы с вами можем сделать вывод?
Вывод: вода растворяет вещества и при этом изменяется вкус воды.
А вот все ли вещества могут растворяться в воде мы узнаем на следующем занятии.
Небольшая динамическая пауза.
Воспитатель: Ребята, Капелька вновь зовет нас к себе. Ветер, ветер, прилети, скорей к Капле приведи! (дети кружатся и садятся на стульчики напротив интерактивной доски).
Ребята, мы с вами уже знаем, что в разные времена года, вода может быть разной. Летом какой?
Ответы детей: жидкой.
Воспитатель: Да, ребята, водичка летом бывает жидкой - дождь, роса, туман…. А зимой какой бывает вода?
Ответы детей: твердой.
Воспитатель: Верно, ребята, зимой вода бывает твердой – лед, снег, сосульки….
Капелька приготовила для нас необычные загадки о воде в воздушных шариках. Если отгадаете правильно, то шарик лопнет и на экране появится ответ. – слайд №8.
Работа с интерактивной доской – «Загадки о воде».
1. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это -… (Дождь).
2. На дворе переполох!
С неба сыплется горох!
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град).
3. Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
4. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька).
(дети выходят к доске и нажимают на шарик, шарик лопается и дети видят ответ в виде картинки)
Итог занятия.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капелька, (дети тоже благодарят)за прекрасное Путешествие в Царство воды, за интересные игры, которые ты нам приготовила. Мы сегодня потрудились на славу, многое вспомнили о воде и познакомились еще с новыми свойствами воды.
Ребята, что вам больше всего понравилось в сегодняшнем Путешествии? Что вам запомнилось? С какими свойствами воды сегодня познакомились?
Ответы детей: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Вода растворяет некоторые вещества и приобретает их вкус.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. В обратный путь мы с вами опять поплывём на лодочке. Занимайте свои места в лодочке. – слайд №3.
(воспитатель нажимает на звук и звучит шум моря)
Физминутка.
(детки встают в ряд друг за другом)
Ветер по морю гуляет, (покачивания поднятыми руками на право, налево)
Ветер лодочку качает. (покачивания разведёнными в стороны руками)
Весла в руки мы берём,
Скорей к берегу плывём. (выполнение круговых движений руками при этом делаем легкий присед ногами)
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко! (сделали легкий подскок в сторону).
(дети проговаривают слова и выполняют движения вместе с воспитателем)
Воспитатель: Вот, ребятки, мы и снова оказались в детском саду. А с каким настроением вы вернулись в детский сад мы сейчас узнаем.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы должны выбрать картинку с эмоцией. (воспитатель показывает) и говорит: Солнышко – понравилось занятие, было хорошее настроение; Грустная тучка – не понравилось занятие, было грустно и не интересно.
(С помощью эмоций дети выражают свои впечатления от занятия).
Воспитатель: Я смотрю, что у вас у всех хорошее, радостное настроение. И у меня тоже вот такое же настроение (показывает солнышко). Мне понравилось, что вы сегодня были активными, любознательными, мы многое с вами успели, повторили, закрепили и еще познакомились с некоторыми свойствами воды. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.
Дети: До свидания!
Воспитатель: А Капелька на прощание дарит вам своих сестричек-капелек (дети берут с собой по одной капельке).
Использованная литература (источники)
1. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. 4 – 5 лет средняя группа (комплект технологических карт)
2. Ресурсы сети Интернет.
3. SMART Notebook 11