Надежда Стольникова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.
▼ Скачать
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.
Тема: «Звуки а, у, и, э, о, ы»
Цели: закреплять понятия «гласные звуки» и «слоги». Развивать фонематические представления. Закреплять умение выделять ударный гласный.
Материал: символы согласных звуков, полоски для обозначения слогов, счётные палочки, предметные картинки (мак, маки, дом, дома, игрушки (мишка, лиса, сова).
Ход:
1. Оргмомент.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающие разные эмоции. Дети произносят гласные звуки с удивлением, радостью, печалью, возмущением.
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие с гласными звуками и узнаем что-то новое о словах.
Жили-были гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, э, ы) В каком замке они живут? (В Красном замке) Каким кружком вы их обозначаете? (Красным кружком)Почему их называют гласными звуками? (Их можно петь) Это певучие и свободные звуки. Давайте споём песенку о гласных звуках.
Гласные тянутся песенкой звонкой:
И-и-и-и,
Могут заплакать и застонать:
О-о-о-о-у-у-у-у,
Могут качать в колыбели Алё нку:
А-а-а-а,
Могут, как эхо в лесу закричать:
«Ау! Ау! Ау!»
Могут летать высоко в синеву:
У-а-и-о.
Звук о подружился со звуком п и получился слог (оп). Если звук у станет впереди звука п, получится слог (уп). Если звук п станет перед звуком а, получится слог (па). Идут гласные звуки по дорожке. Видят – звук м скучает. Пригласили его с собой. Какие слоги получатся, если звук м подружится с гласными звуками? (ма, мо, му, ми)
Шли звуки, долго ли, коротко ли, и пришли в лесную школу. А там малыши-зверята как раз играют в игру «Хлоп-топ». Давайте и мы с вами поиграем. На ударный слог топнуть ногой, на безударный - хлопнуть в ладоши. Ряд слогов: са-са-са (топ-хлоп-хлоп, су-су-су (хлоп-топ-хлоп, со-со-со (хлоп-хлоп-топ).
Учительница Сова всех похвалила и предложила назвать слова с гласными звуками. Какой гласный звук звучит в начале слова (аптека, остров, история, экспресс). А сейчас вы сами назовите слова, в которых гласные звуки слышатся в начале. Далее выделение гласных звуков из середины слов (кот, дым, мак, сом, дуб, рот).
3. Физминутка.
Взрослый произносит слова, а гласные звуки соответствующим образом хлопает в ладоши. Слова: горы, утка, сани, маки, лиса, кони, эму.
А – хлопок в ладоши перед собой;
О – хлопок обеими руками по коленкам;
У – удар кулаком о кулак;
И – хлопок в ладоши над головой;
Ы – удар кулаком о кулак (вертикально)
Э – удар тыльными сторонами кисти друг о друга.
4. Определение количества слогов и их последовательности.
Выставляется часть картины «маки». Что это? Мишутка говорит: «Ма». Правильно ли он назвал цветы? (Нет. Он сказал не всё слово. Он сказал часть слова.) Скажем вторую часть слова. (Ки) Произнесите это слово по частям. (Ма-ки). Логопед сначала показывает картинку «Сани», затем часть её. Вот первая часть предмета. Назовите первую часть этого слова. (Са) Подставляется вторая часть картинки, дети называют слог (Ни). Скажите всё слово. (Сани) Всё слово можно произнести по частям. Часть слова называется слог.
На переменке зверята разбежались кто куда. Вместе с учительницей Совой позовём их. (ли-са, ми-ша) Как мы произнесли эти слова? (по слогам). Сосчитаем, сколько слогов в слове Ли-са. Обозначьте слоги счётными палочками. Как же узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги) Помогут нам определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слове есть гласный звук. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. А сейчас убедимся, что это так. Выставляются картинки мак и маки, дом и дома. Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а) Сколько слогов в этом слове? (Один) Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (Два) Какие гласные звуки вы услышали в этом слове? (а, и) Положите столько полосочек, сколько в этом слове слогов. Так же разбираются слова дом и дома.
Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и говорить слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. (круж-ка, та-рел-ка, ста-кан)
5. Итог.
Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и с учениками лесной школы, с которыми мы делили слова на слоги и узнавали, сколько слогов в слове.