Маркова Ирина
Конспект занятия по пересказу сказки «Заяц-хваста» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по пересказу сказки в старшей группе
«Заяц - хваста»
Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки
Задачи:
1 Образовательные: Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным, пересказывать сказку близко к тексту
Публикация «Конспект занятия по пересказу сказки „Заяц-хваста“ для старшей группы» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
2 Развивающие: Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, словарный запас детей, умение анализировать, делать выводы
3 Воспитательные: Воспитывать любовь к русским народным сказкам, нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.
Материал: презентация, шапочки героев сказки, мяч
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказке
Словарная работа: гумно, хваста, кокорина
Ход занятия:
1. Вводная часть
Организационно-мотивационный этап
В: Здравствуйте, ребята. Посмотрите какая замечательная погода за окном, давайте мы с вами настроимся на хорошую работу, повторяйте за мной:
Становись все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В: Ребята, любите ли вы читать сказки?
Д: Да, любим.
В: А что можно сказать о сказке, какая она?
Д: Волшебная, поучительная, интересная, добрая, мудрая
В: У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.
В: Ребята, недавно мы с вами говорили о русских народных сказках. А скажите мне, кто помнит, почему их называют русскими народными?
Д: Потому что их сочинил русский народ.
В: Верно, люди издавна сочиняют сказки, чтобы рассказать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Русские народные сказки всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, доброте, дружбе, осуждают жадность, зависть, трусость.
В: Мы с вами читали много русских народных сказок. Какие вы можете вспомнить?
Д: Ответы детей
Воспитатель показывает коробку
В: Ребята, посмотрите, что это за загадочная коробка? Здесь что-то написано:
Очень трудно догадаться,
Что в коробочке внутри,
Если очень интересно,
Ты открой и посмотри
В: Это сказочная коробка с сюрпризами. Какая же сказка в ней спряталась?
Посмотрите, здесь спрятан шар, а на нём написана загадка. Давайте попробуем её отгадать. Присаживайтесь поудобнее и послушайте её :
Всегда справляюсь очень ловко
С сочной свеженькой морковкой
А ещё люблю капусту
Зря меня считают трусом
Притаюсь я на опушке
Ушки вечно на макушке
Как зовусь я, угадаешь?
Ну, конечно, это….(заяц).
В: Правильно, молодцы. Посмотрите, в коробке действительно спрятался заяц.
А в каких русских народных сказках живёт зайка?
Д: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»
В: Вы правильно догадались, сегодня мы с вами прочтем, а потом и сами попробуем рассказать русскую народную сказку про зайчика, которая называется «Заяц-хваста».
В: Давайте с вами рассмотрим обложку книги. Что на ней изображено? Как вы думаете, о чем у нас будет русская народная сказка? Почему вы так решили?
Д: Ответы детей
2. Основная часть
В: Садитесь поудобнее, мы вам прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста», которую мы сегодня будем пробовать сами рассказывать.
В: Но перед тем, как мы вам ее прочитаем, я хочу вам объяснить некоторые неизвестные слова, которые встретятся в этой русской народной сказке.
В: Гумно- огороженный участок земли, где молотят колосья будущего хлеба
Хваста- человек, который красуется, хвалиться перед кем-то.
Кокорина- часть ствола, где дерево переходит в корень.
Чтение сказки
Беседа о прочитанном
В: Кто главные герои этой русской народной сказки?
Д: Ответы детей
В: Давайте вспомним, какой зайка в русской народной сказке «Заюшкина избушка»?
Д: грустный, бедный, беспомощный, трусливый
В: А почему в этой сказке зайца назвали хваста?
Д: потому что он много хвастался
В: Где жил заяц?
Д: в лесу
В: Как ему жилось? Почему?
Д: Ответы детей
В: Зачем он забрался к крестьянину на гумно?
Д: воровать овес
В: Перед кем хвастался заяц?
Д: перед стадом зайцев
В: Как он хвастался? Давайте я начну, а вы продолжите (закончи предложение)
Д: У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи- я никого не боюсь
В: Кому рассказали зайцы о хвастунишке?
Д: тетке вороне
В: Как ворона назвала зайца? (хваста). Давайте вместе с вами прочитаем этот отрывок в тексте. (выборочное чтение)
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался :
-Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
-А как ты хвастал?
-А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
-Более не хвастай!
В: Что случилось потом с вороной?
Д: на нее напали собаки
В: Кто помог ей? Как помог? Давайте рассмотрим этот момент в книге. (рассматривание иллюстраций)
Д: заяц хваста отвлек на себя внимание собак и спас ворону.
В: Что сказала ворона зайцу?
Д: Вот ты молодец, не хваста а храбрец!
В: Молодцы! А сейчас я вам еще раз прочитаю эту прекрасную русскую народную сказку, а вы слушайте и старайтесь ее запоминать.
Повторное чтение сказки с установкой на запоминание
В: Ребята, вот вы еще раз услышали эту русскую народную сказку. А сейчас я вам предлагаю превратиться в зайцев. Давайте встанем на ноги и немного разомнемся.
(Физкультминутка)
Вышел заяц погулять,
Да снежками поиграть.
Прыг-скок, прыг-скок,
Встал наш заяц на пенёк.
Посмотрел по сторонам-
Волка нет – ни тут, ни там.
На пенёчке поплясал
И до дому поскакал.
Работа с мнемотаблицами
В: Вот мы свами немного отдохнули. Сейчас я вам предлагаю попробовать вспомнить и рассказать нашу русскую сказку с помощью карточек-помощниц. На них будут изображены действия из нашей сказки, и с помощью них мы сможем вспомнить о чём в ней говорилось. Давайте посмотрим на них и попробуем сделать это вместе.
Пересказ сказки детьми
В: Ребята, мы с вами вспомнили сказку, а теперь давайте попробуйте пересказать её самостоятельно, но не забудьте, что в своём рассказе вы должны рассказать сначала о том, где и как жилось зайцу, потом о том, что с ним случилось и в конце о том, как помог заяц вороне.
Кто, ребята, хочет пересказать сказку полностью, от начала и до конца?
А помогать вам могут пересказать наши картинки-помощницы.
В: А теперь, ребята, мы попробуем пересказать нашу сказку по частям. Кто хочет начать рассказывать? Кто будет продолжать? Кто расскажет конец сказки?
Только теперь будем рассказывать без картинок- помощниц.
Образование слов синонимов и антонимов
В: Ребята, скажите мне, каким по характеру чаще всего бывает заяц в сказках?
Пантомима «Заяц - трус».
Изобразите мне «зайца - труса».
В: Молодцы! Настоящие «Зайцы- трусишки». А каким стал заяц в конце сказки?
Д: Храбрым
Пантомима «Заяц - храбрец»
Изобразите мне «зайца – храбреца».
В: Молодцы, вы настоящие артисты!
В: Как вы думаете, чему учит эта сказка?
Д: Ответы детей
В: Я думаю, что сказка учит не хвастаться просто так, а приходить на выручку своим друзьям, быть смелым и отважным не только на словах, но и на деле.
В: Существуют даже пословицы на эту тему:
Не хвались началом, хвались концом
Коли хорош, не хвастай, тебя и так заметят
Драматизация небольшого отрывка из сказки
В: А давайте попробуем разыграть отрывок из сказки, когда ворона первый раз встретила зайца. Здесь в коробочке есть замечательные шапочки – маски, они нам помогут.
Кто хочет быть вороной? А кто – зайцем?
3. Заключительная часть
В: Ребята, вы большие молодцы, все сегодня постарались, хорошо пересказали русскую народную сказку, внимательно слушали и отвечали на вопросы.
В: Дети, какую сказку мы учились пересказывать?
Д: Сегодня мы учились пересказывать русскую народную сказку «Заяц-хваста»
В: Каким характером обладал главный герой сказки?
Ответы детей
В: А вам хотелось быть такими же, как этот заяц? Почему?
Ответы детей
В: А сейчас я предлагаю вам сыграть в волшебный шар, я буду вам его кидать, а вы должны рассказать, что вам больше всего запомнилось на занятии.
(Ответы детей)
В:
Свой рассказ я завершаю,
Сделать вывод нам пора.
А мораль моя простая
И, как мир, она стара.
Чтобы главного добиться,
Не берись за все подряд.
Прежде чем собой гордиться,
Погляди на результат! (В. Шаров)
В: Вы просто молодцы! Вы хорошо постарались, и я надеюсь, что русскую народную сказку про зайца-хвасту вы хорошо запомните. А теперь я предлагаю вам нарисовать нашего зайца-храбреца, чтобы, когда вы смотрели на него, вы вспоминали, что не нужно хвастать, и быть смелым не только на словах, но и на деле!