Елена Юманова
Конспект занятия по ПДД во второй младшей группе «Всегда и везде соблюдай ПДД»
Всегда и везде соблюдай ПДД
Оглавление
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи 4
3. Материалы и оборудование 5
4. Предварительная работа, методы и приёмы 6
5. НОД 7
6. Литература 15
Относитесь с уваженьем,
Дети, к правилам движенья!
Пояснительная записка
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Публикация «Конспект занятия по ПДД во второй младшей группе „Всегда и везде соблюдай ПДД“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с тем, что дети данного возраста еще не способны правильно оценить обстановку. Потребность в движении преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым и замедленная реакция на приближающийся автомобиль: зачастую по этим причинам дошкольники и являются потенциальными жертвами ДТП.
В связи с этим проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с их участием.
Цель:
создать условия для формирования знаний у детей о безопасном поведении на улице и в транспорте.
Задачи:
Образовательные:
учить различать сигналы светофора и действовать согласно им; закрепить знания о видах транспорта, названиях частей машины; учить различать проезжую часть дороги, тротуар; закрепить знания о дорожных знаках (пешеходный переход) и о правилах поведения на дорогах, в пассажирском транспорте.
Развивающие:
развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице, умение действовать по сигналу, внимательность, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
дать представление о том, как важно соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о дорожном движении в целях сохранения жизни и здоровья (своего и окружающих); воспитывать способность внимательно слушать взрослых и друг друга; развивать культуру общения и воспитывать осознанную позицию пешехода, а именно уважение к участникам дорожного движения, прививать чувство ответственности; активизировать словарь за счет терминов «светофор», «сигналы светофора», «дорога», «зебра».
Материалы и оборудование:
макет светофора;
плакат с изображением улицы с двусторонним движением;
картинки с изображением видов транспорта;
картонные части машины, вырезанные силуэты зебры;
черная гуашь, акварельные кисти;
маски для персонажей: Чебурашки и крокодила Гены;
заготовки из картона /светофор/, пластилин трех цветов /красный, желтый, зеленый/
Предварительная работа:
Разучивание подвижных игр «Три сигнала светофора», «Шофёр»;
беседа о городе, наблюдения за транспортом;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по ПДД;
разучивание стихотворений;
чтение произведений по теме ПДД.
Методы и приемы:
Наглядный:
использование плаката, макетов, картинок;
Словесный:
рассказы и беседы воспитателя, загадывание загадок, чтение стихотворений;
Практический:
рисование полосок на силуэте лошадки;
составление целого из частей;
выполнение аппликации с использованием пластилина /светофор/.
Игровой:
создание игрового замысла, игры.
Ход НОД
/раздаётся стук в дверь/
Воспитатель: Ребята, кто-то пришел к нам, давайте посмотрим!
/В группу заходят расстроенные и испуганные Чебурашка с Крокодилом Геной/
Воспитатель: Чебурашка, Крокодил Гена, мы вас рады видеть, здравствуйте! Но что с вами случилось?
Крокодил Гена: Здравствуйте, ребята! Мы очень хотели прийти в детский сад и подружиться с вами. Но увидели, что по дорогам едет много машин и автобусов, они очень быстро едут. Мы боялись, что нас собьют, было страшно! Мы не знали, как нам переходить дорогу.
Чебурашка: А еще возле дороги стоит трехглазое чудище! Оно моргает то одним глазом, то другим, мы еле – еле перебежали и попали к вам детский сад. Помогите нам, пожалуйста! Расскажите, как вы ходите по улицам и не боитесь его, чудища трехглазого!
Воспитатель: Ах, вот в чем дело! Мы рады, что все обошлось! Хорошо, мы постараемся вам помочь, хоть и наши дети еще не ходят одни по улицам, а только с мамами и с папами. И играют наши дети строго во дворе. Но все ребята знают простые правила дорожного движения. Они вам помогут. Ребята, а давайте расскажем Крокодилу Гене и Чебурашке о правилах дорожного движения?
Дети: Конечно!
Воспитатель: Вот послушайте загадку:
Загадка про светофор
С тремя глазами живет,
По очереди мигает.
Как мигнет - порядок наведёт
Что это такое?.
Дети: Светофор!
Воспитатель: Верно, молодцы ребята! У светофора три глаза: красный, желтый, зеленый. Каждый глаз светофора горит по очереди! Вот он зажигает красный глаз, значит, мы должны стоять на месте! Переходить дорогу – запрещено! Машины несутся очень быстро. Выходить на дорогу опасно. Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться! Вот светофор зажигает желтый глаз. Это сигнал – «внимание»! Транспорт на дороге начинает тормозить, чтобы вовремя остановиться. А пешеходы готовятся к переходу. Еще не идут, а только собираются идти. Наконец зажигается зеленый глаз. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье!
Воспитатель: Крокодил Гена, Чебурашка – узнали страшное чудище?
Крокодил Гена: Конечно! И вовсе он не страшный
Чебурашка: Как это интересно, но мне сигналы светофора никак не запомнить.
Крокодил Гена: Чебурашка, слушай внимательно!
Воспитатель: Ребята, а чтобы лучше запомнить сигналы, давайте вместе с Чебурашкой и Геной поиграем в игру «Три сигнала светофора»?
Дети: Да!
«Три сигнала светофора»
Воспитатель показывает карточки с сигналами светофора:
Красная карточка / все машут руками/
Жёлтая карточка /хлопают в ладоши/
Зелёная карточка /топают ножками/
Воспитатель показывает карточки по выбору /зеленый, желтый, красный/.
Воспитатель: Ну как, Чебурашка, теперь тебе все понятно?
Чебурашка: Теперь- то я знаю: зеленый – иди, желтый – готовься, красный – стой!
Воспитатель: Верно, давайте, прочтем стихотворение Сергея Михалкова:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь открыт!
Запомните это ребята и наши гости дорогие!
Крокодил Гена: (обращает внимание на плакат и говорит)
Ой, ой как похоже на место где мы с Чебурашкой боялись идти…
Воспитатель: Ребята, посмотрите
(показывает плакат с изображением дороги) Что это?
Дети: Это дорога
Воспитатель: Верно, это – дорога или можно сказать - проезжая часть. По дороге едут автобусы, машины большие и маленькие. Как одним словом можно назвать их?
/выставляет на мольберте картинки с изображением грузовика, легковой машины и автобуса/
Дети: Транспорт
Воспитатель: Конечно, транспорт! /показывает грузовик/. Какой это транспорт?
Дети: Грузовой!
Воспитатель: Что он возит, какие грузы?
Дети: Песок, кирпичи, мебель, продукты и многое другое.
Воспитатель: Молодцы, верно! Какой это транспорт? /показывает легковой автомобиль/
Дети: Легковой
Воспитатель: Верно, что он возит?
Дети: Людей и их вещи.
Воспитатель: Молодцы! А это что за транспорт? /показывает автобус/
Дети: Пассажирский
Воспитатель: Молодцы! В автобусе мы превращаемся в кого?
Дети: В пассажиров
Воспитатель: Молодцы, правильно! Предлагаю отправиться в путешествие, садитесь в автобус, поехали, заодно расскажем нашим гостям, как надо вести себя в автобусе!
/хором/
Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Воспитатель: Гена, Чебурашка, а вы знаете как надо себя вести в общественном транспорте?
Чебурашка: А что надо себя как-то себя особенно вести?
Дети: Конечно!
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем нашим новым друзьям как себя вести в общественном транспорте!
Дети: Нельзя высовываться из окна, бегать в салоне, шуметь, отвлекать водителя, надо слушать взрослых!
Воспитатель: Верно, запомнили Гена и Чебурашка?
Крокодил Гена: Здорово, будем строго их соблюдать!
Воспитатель: Молодцы, остановка - выходите!
Чебурашка: Посмотрите, здесь какие-то детали, если мы их соберем, что же получится?
Воспитатель: Чьи же это части? /показывает детали от машины/
Дети: Машины
Воспитатель: Давайте соберем и назовем все части машины
/все вместе собирают пазл и дети вместе с героями называют кабину, кузов, руль колеса, фары. Получилась машина/
Крокодил Гена: Чебурашка смотри, как эта машина похожа на ту, которая нас чуть не сбила.
Чебурашка: И правда, похожа. А где же нам ходить -O- Ведь мы же не машины…
Воспитатель: Ребята, а люди, которые идут по улице, как называются?
Дети: Пешеходы
Воспитатель: Правильно, пешеходы, а где они должны ходить?
Дети: По тротуару
Воспитатель: Правильно, ребята! Как же перейти проезжую часть, если это необходимо? Подскажите Чебурашке с Геной!
Дети: Проезжую часть можно переходить только в специальных местах.
Воспитатель: Как называется это специальное место?
Дети: Пешеходный переход
Воспитатель: Как по-другому называют пешеходный переход?
Дети: Зебра /воспитатель показывает на плакате/
Чебурашка: Ого, значит, переход называют зебра, потому что он полосатый, как зебра?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, чтоб все запомнили название перехода, давайте сделаем полоски вот на этой лошадке /дети рисуют черные полоски на силуэте зебры чёрной гуашью с помощью акварельных кистей /.
Гена и Чебурашка присоединяйтесь к нам!
Крокодил Гена и Чебурашка: Конечно!
Крокодил Гена: Всё ясно, теперь мы с Чебурашкой будем знать где переходить дорогу: будем следить за сигналами светофора или искать «зебру»
Воспитатель: Молодцы, всё верно! Вы справились со всеми заданиями!
Напомним ротозею строго:
Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто на улице резвится,
Тот окажется в больнице!
Будьте внимательны!
Гена, Чебурашка, теперь вам не страшно будет приходить к нам в гости?
Крокодил Гена и Чебурашка: Нет, не страшно, будем с радостью приходить!
Чебурашка: Спасибо, ребята! Так было интересно! Теперь нам стало все понятно. Мне очень хочется научить своих друзей играть в эту интересную игру и рассказать им о сегодняшней нашей встрече.
Воспитатель: Ребята, давайте напомним нашим друзьям о том, что узнали сегодня.
- Сколько сигналов у светофора?
- Где можно переходить дорогу?
- Какой бывает транспорт?
Ребята, давайте на память нашим гостям сделаем подарки «Светофоры».
Дети: Конечно
Практическая работа:
аппликация на картонных заготовках в виде черных прямоугольников «Огни светофора» с помощью кружочков из пластилина.
Чебурашка: Как здорово, спасибо ребята!
Воспитатель: Пожалуйста, приходите, Чебурашка и Гена к нам еще. Мы вам еще много интересного расскажем. И на прощанье поиграйте с нами в игру «Шофёры».
«Шоферы»
Едем-едем на машине /руки держат «руль»/
Нажимаем на педаль /двигают стопой ноги/
Газ включаем /двигают рукой/
Пристально мы смотрим вдаль /всматриваются вдаль/
Дворники стирают капли
Вправо - влево - чистота! /руками делают круговые движения/
Ветер волосы ерошит /руками ерошат волосы/
Мы шоферы хоть куда! /показывают класс/
Крокодил Гена: Какие вы молодцы! Ребята, Чебурашка послушайте что я придумал: «Чтобы у всех было хорошее настроение, соблюдайте все правила дорожного движения!». До свидания!
Воспитатель и дети: До новых встреч!
Литература
1. Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольника»
2. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой /младшая группа/
3. Е. А Романова, А. Б. Малюшкина Занятия по правилам дорожного движения
4. Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»
5. Лиходед В. "Уроки светофора"
6. Н. В. Елжова «ПДД в детском саду»
7. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения». Младшая и средняя группы. – Волгоград: ИТД «Корифей».
8. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова «Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников»
9. Пикулева Н. «Дорожная азбука»
10. Толстикова О. В., ГатченкоТ. Г. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». 2011г. – 75 с.
11. Физкультурные занятия с детьми 3 - 4 лет. Конспекты занятий. Пензулаева Л. И.