Скрипникова Ольга Андреевна
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Народные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Народные символы России».
Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с основными неофициальными символами РФ с использованием ИКТ и художественных произведений;
- Закрепить знания о государственной символике страны: герб, флаг, гимн;
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
- Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, фольклору;
Воспитательные:
- Формировать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны;
Предварительная работа:
Знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о Родине, флаге и гербе, песни и хоровода «Во поле береза стояла».
Оборудование:
Телевизор, видеофильм, демонстрационный материал (государственные символы России: герб и флаг). Предметы народной символики.
Ход деятельности:
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Кто может показать границы России? А как называется столица нашей родины?
Чтение стихотворения о Родине.
Ребенок: - Как велика моя земля!
Как широки ее просторы:
Озера, реки и поля, леса и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
В другом снега и вьюга.
Основная часть:
Педагог обращает внимание детей конверт и предлагает всем посмотреть его содержимое. Внутри дети обнаруживают иллюстрации с изображением флага и герба России.
Воспитатель: - Ребята, что здесь изображено? (Флаг, Герб). Как можно их назвать по-другому? (государственные символы России).
Рассматривание государственного флага России.
-Ребята, что такое флаг? (ответы детей) Давайте вспомним, что обозначают цвета Российского флага (дети зачитывают стихотворение о флаге). Где мы можем увидеть наш флаг? (ответы детей).
Ребенок: Флаг у нас прекрасный –
Белый, синий, красный!
Белый - мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага…
Вот цвета родного флага!
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам посмотреть на флаги других государств. Посмотрите и определите, где Российский флаг. И объясните свой выбор.
Воспитатель: - Следующий государственный символ – герб.
Рассматривание герба России.
-Что изображено на гербе? (золотой двуглавый орел)
-Посмотрите на герб, что еще вы можете рассказать про золотого двуглавого орла? (Одна голова орла смотрит на восток, а другая на запад. Над головой орла три короны. Одной лапой орел сжимает скипетр, а в другой лапе - держава золотой шар с крестом сверху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сам орел на солнце).
-Что обозначает изображение орла на гербе? (Обозначает силу, что наше государство сильное и непобедимое).
-А кто кроме двуглавого орла изображен на гербе? (Воин на белом как пена коне, а за спиной у воина развивается синий плащ. В одной руке воин сжимает копье, которым поражает страшного дракона).
-Как зовут этого воина? (Георгий Победоносец). Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла и Россия всегда побеждает своих врагов.
-Государственный герб России символизирует победу добра над злом.
Ребенок: У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
-Ребята, а про какой государственный символ мы с вами еще не поговорили? (про гимн)
-А что такое гимн? (это главная песня страны)
-Гимн это величественная, торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн. В каких случаях исполняется гимн? (в торжественных: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей)
-И сейчас мы с вами будем слушать гимн. Что мы должны для этого сделать? (встать) Почему? (Этим мы выражаем уважение к своей стране).
Прослушивание гимна (1 куплет).
-Ребята, мы с вами поговорили о государственной символике. А есть еще и народные символы. И их у России много, но мы познакомимся с некоторыми из них.
-Первый народный символ, о котором мы узнаем - береза. Березы - красавицы русского леса. Посмотрите, какие они стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Береза - это символ и гордость русского народа! О березе сложено много песен, стихов. А еще русские люди любили хороводы водить. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.
Физкультминутка – хоровод «Во поле березка стояла».
Во поле береза стояла, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла. (2р)
Некому березу заломати, Идут в центр круга и обратно.
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2р)
Как пойду я в лес, погуляю, Девочка «Березка» ведет ребят «змейкой»
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю. (2р)
Срежу я с березы три пруточка, Перестроение в пары. Идут «ручейком».
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка. (2р)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель. К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.
- Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? (ответы детей) Если дети затрудняются, загадывается загадка:
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица - для меньшей темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
хлопают в ладоши веселые … (матрешки).
Воспитатель. - Правильно. Матрешка тоже считается символом России. Давным - давно (сто лет назад) родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин, а она была выточена лучшим игрушечником В. Звездочкиным. Назвали игрушку в честь девушки Матрены, которая работала в доме у художника, она была добрая и красивая.
Выглядела первая русская матрешка вот так… (показ слайда с изображением первой матрешки).
Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.
Рассматривание слайдов с изображением матрешек. Д/и «Собери матрешку»
Воспитатель предлагает детям собрать пазл «Матрешку».
Воспитатель: - Ну и последний символ, с которым мы познакомимся, это самый старинный и узнаваемый символ России - балалайка. В народе говорят, что балалайка не поет, а разговаривает. На Руси балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку.
Заключительная часть:
Итог. - Ребята, нового Вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)
- Давайте еще раз вспомним, какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- А с какими народными символами мы познакомились сегодня? (балалайка, береза, матрешка).