Ирина Цыплухина
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России и города Калининграда.
Развивать память, сообразительность, находчивость, познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.
Активизация словаря: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, герб, символ, президент, родная сторона.
Воспитывать у детей уважительное отношение к символике России, любовь к родному краю, к её природе.
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Демонстрационный: карта России, видеоматериал «Достопримечательности нашего города», изображение герба и флага России и других городов, иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Калининграда,
Раздаточный: карточки-пазлы с изображением достопримечательностей г. Калининграда, слайды-презентация.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о родном городе, о городах Калининградской области, занятия по ознакомлению с государственной символикой, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края, заучивание стихов о Родине.
Ход занятия.
Воспитатель. Организационный момент.
-Давайте с вами сделаем кружок, возьмёмся за руки, закроем глаза и представим свой дом, двор в котором гуляем. Представили, какие чувства у вас появились (ответы детей)
Воспитатель.
- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?
- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
- Такое место по-другому еще называют - «Родина».
Воспитатель :
- Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Да, наша Родина – Россия.
У каждой страны есть своя символика.
Посмотрите, вот наш флаг и наш герб (слайд 2).
Наш флаг трёхцветный,каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.
На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха, а в левой – держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона. – А почему орёл двуглавый, может, вы знаете? (ответы детей.)
Да, ребята, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Вот такая версия.
- А как называется столица нашей Родины? (Москва) (слайд 3).
-Чем отличается столица от других городов? (тем, что там работают президент и правительство.
-Как зовут президента нашей страны? (В. В. Путин) (слайд 4)
В России много городов, и у каждого из них есть свой герб. Рассматривая герб, можно узнать много интересного о городе. Есть гербы, которые расскажут нам о том, как родился город. О его традициях, исторических событиях. Другие покажут, как выглядит город, какая в нем природа. Герб может рассказать, чем занимаются люди, населяющие город. А есть такие гербы, которые подсказывают нам, само название города.
Так, знакомясь с гербами городов России, можно узнать, чем славится родная страна, чем она богата.
Россия – самое большое государство мира.
Страна наша богата лесами, равнинами, горами, реками.
Все это наша большая Родина и мы гордимся нашей страной.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина
Воспитатель. Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Сейчас послушайте Марьяну - она нам расскажет стихотворение о малой Родине.
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Воспитатель. Наша малая Родина-город Калининград, город, в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
Ребята, давайте погуляем по городу.
Проводится физминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Мы по городу шагаем (идут по кругу)
То, что видим, называем (образуют пары)
светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)
ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево)
скверы, улицы, мосты. (взмахивают сначала левой, затем правой рукой)
и деревья, и кусты! (поднимают руки вверх, опускают)
Воспитатель. Чем вам нравится наш город?
Дети. Он красивый, большой, в нём много достопримечательностей. Здесь есть парки, Зоопарк, площади: Победы, Василевского где мы отдыхаем с родителями. Город стоит на берегу реки Преголя. А ещё у нас есть море, называется Балтийское. (сайды 6-11)
Воспитатель. У нашего города есть герб (рассматривание, рассказ воспитателя о символике) (слайд 12)
Герб Калининграда изображен на голубом щите. По центру размещен корабль белого или серебряного цвета. Он имеет парус и вымпел, расположенный с двух сторон. Корабль развернут влево (со стороны смотрящего, вверху на нем развивается белый флаг с Андреевским крестом синего цвета. Внизу гербового щита изображена волна из шаров или безантов золотого цвета. В центре они большие, а к краям уменьшаются в размере. Между парусом и палубой корабля расположен небольшой щиток. Он разделен на два поля горизонтально. В верхнем белом поле расположена красная корона. Нижнее поле – красное. На нем изображен равноконечный широкий крест. Щиток обрамляет зеленая лента, образуя английскую букву V. Символика Андреевский флаг с крестом является символом Военно-Морского флота России. Вместе со своим братом Петром святой Андрей рыбачил в Галилейском море, поэтому он издавна считается покровителем моря и морской торговли. Вместе с этим он является покровителем и защитником Руси. Голубой цвет щита символизирует воду, гармонию и спокойствие. Парусник, как частый геральдический символ, обозначает надежды, чистоту, связь с морем. Его вымпел свидетельствует о культурной и исторической связи Пруссии и России. Шары под кораблем – это янтарь, который добывают в городе. Одновременно с этим безанты символизируют рыбацкие поплавки. Щиток на палубе говорит о том, что герб Калининграда наследует историческую геральдику. Корона в верхней части щитка дает отсылку к основателю города королю Пржемыслу. Она также символизирует власть. Белый крест в нижней части щитка является символом духовного возрождения и христианства. Зеленая лента, которая обрамляет щиток, напоминает очертанием первую букву в слове "победа" (Victory). Её черно-зеленый цвет повторяет цвета колодки медали, посвященной взятию немецкого Кенигсберга
Флаг повторяет герб
Воспитатель : Мы очень любим наш город. Посмотрите, какой он красивый (слайды 6)
Теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазам.
Сделаем зарядку для глаз:
1. Сидя, спрятать руки за спиной. Повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади. (2 р.)
2. сидя, «спрячь глаза» (зажмурится) «У кого глаза большие» (широко открыть глаза). (4-5 р.)
3. стоя, правая рука перед собой в кулак. Двигать рукой влево-вправо, следить глазами за рукой. (4-5 р.)
4. стоя, левая рука в кулак внизу, совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за кулаком. (4-5р.)
5. Стоя, руки вытянуты перед собой в «замок». Согнуть руки, поднести к носу, в и. п. следить за руками. (4-5 р.)
Давайте поиграем. У меня есть две фотографии достопримечательностей нашего города, но они в виде пазл, их нужно собрать, правильно назвать и рассказать о них. (Распределяю между детьми комплекты частей фотографий) составление детьми фотографий. Напоминаю, что не нужно спешить, а нужно сделать всё правильно и аккуратно.
Воспитатель. молодцы все сделали правильно и аккуратно. Расскажите, что изображено на получившейся картинке? (дети рассказывают)
Сегодня мы с вами будем рисовать герб нашего города, но не красками а пластилином (мозаичным способом-катание маленьких шариков из пластилина и выкладывание рисунка)
Сейчас мы разомнём наши пальчики. (пальчиковая гимнастика с мячами Су-Джок).
Я мячом круги катаю,
взад-вперёд его гоняю
им поглажу я ладошку
будто я сметаю крошку
и сожму его немножко
как сжимает лапку кошка
каждым пальчиком нажму
и другой рукой начну (движения в соответствии с текстом)
Рисование герба. Выставка детских работ.
Итог. Вспомним, про что мы говорили сегодня?
В какой стране мы живём?
Кто главный в нашей стране?
В каком городе мы живём?
На какой реке стоит наш город?