Тихонова Анна
Конспект занятия по ознакомлению со звуками [Р], [Р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению со звуками [Р], [Р’]
Цель: ознакомление детей со звуками [Р], [Р’]
Задачи:
-Познакомить с согласными звуками [Р], [Р’] и их условным изображением
-Закрепить навыки четкого произношения и различение звуков в устной речи
-Упражнять в делении слов на слоги
-Учить определять место звука в словах и обозначать звук на схеме
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению со звуками [Р], [Р’]» размещена в разделах
Оборудование: Лесенка из конструктора, изображение буквы «р», по числу картинки с изображением предметов на букву «р», карандаши, карточки с заданиями, баночки с краской, пипетки, листы с напечатанной буквой «р»
Ход:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, предлагаю вам поздороваться с ними.
Артикуляционная гимнастика «Молоток»
Молоток в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
(Улыбнуться, открыть рот, поднять язык наверх, кончик языка силой ударяет по бугоркам за верхними зубами)
К занятию мы готовы, пора бы нам узнать, чем же мы будем сегодня заниматься. А для того, чтобы узнать, нужно выполнить здание. На столе стоит лесенка и лежат картинки с изображением разных предметов. Каждому из вас нужно взять картинку и поместить ее на ступеньку, в зависимости от того, сколько слогов в этом слове.
Дети выполняют задание.
Проверка правильности выполнения задания.
Ребята, задание вы выполнили. Чего же общего у этих картинок?
Ответы детей
Да, вы правильно заметили, названия всех этих предметов начинается со звука «р». Действительно, мы с вами будем изучать звуки [Р] [Р’] и знакомиться с буквой «Р». Скажите, чем отличается буква от звука?
Ответы детей (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем)
Все верно, сейчас мы будем учиться произносить звук [Р] правильно: губы свободны, зубы сближены, но не соприкасаются, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует, посередине языка идет теплая воздушная струя, «горлышко» работает. На что похож звук [Р]?
Ответы детей.
Дайте, пожалуйста характеристику звуку [Р].
Ответы детей (согласный, твердый, звонкий, обозначать на схеме синим цветом).
Теперь потренируемся, произносить звук [Р’], он произносится почти также, как звук [Р], но не совсем. Средняя часть спинки языка приподнята. Кончик языка чуть прогибается и продвинут вперед. Как вы думаете, на что похож этот звук?
Ответы детей.
Дайте, пожалуйста характеристику звуку [Р’]
Ответы детей (согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым цветом)
Предлагаю поиграть поиграть в игру «Доскажи словечко». Сначала произношу я одна, а потом вы вместе со мной проговариваете и досказываете словечко.
«Доскажи словечко»
Ра-ра-ра - начинается …
Ры-ры-ры – у мальчиков …
Ро-ро-ро – у нас новое …
Ру-ру-ру – продолжаем мы …
Ре-ре-ре – стоит домик на …
Ар-ар-ар – кипит наш…
Ор-ор-ор – созрел красный…
Ир-ир-ир – мой папа …
А теперь предлагаю поиграть в игру и узнать, кто из нас самый внимательный. Я буду говорить по два слова, а вы повторять за мной, а потом, по поднятой руке вы должны ответить, чем эти слова различаются.
Следующее задание такое, я читаю рассказ, вы запоминаете слова, которые начинаются на звуки [Р], [Р’].
«Рыжий город»
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит – ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»
Вошел он – и ахнул.
В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли про рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков. По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой грустный?». –«Меня все рыжим дразнят.», - хмуро ответил мальчик. –«какой глупенький, - засмеялась девочка. - А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?». –«Ну, рыжего», -робко ответил мальчик. –«И мы – рыжего! Значит, все мы – маленькие солнышки. Радоваться надо.» И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!». А он рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку.
Давайте перечислим слова, которые в этом рассказе начинались на звуки [Р] [Р’].
Дети перечисляют слова, которые запомнили.
Следующее задание называется «Какое слово лишние?»
Рысь, роза, рыба, топор (топор)
Комар, топор, перо, фонарь (перо)
Перо, ракета, ворона, кровать (ракета)
Молодцы, с заданием вы справились хорошо, сейчас я предлагаю вам сделать подвижную разминку
Физкультминутка
Раз, два-засучили рукава.
Три, четыре-руки вверх, а ноги шире.
Пять, шесть-потянуться и присесть.
Раз, два-закивала голова.
Три, четыре-ноги вместе, руки шире.
Пять, шесть-поиграли, можно сесть.
Послушайте, пожалуйста стихотворение:
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Посмотрите, внимательно, а как вы думаете, на что похожа буква Р?
Ответы детей
Да, вы правы, на все это похожа буква Р. Предлагаю нарисовать ее указательным пальцем правой руки, а теперь левой.
Дети выполняют задание.
Дети, сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и придвиньте к себе карточки. Но перед тем, как мы начнём работать с карточками, разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика с карандашом «Дружные братья»
Руки вытянуть вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты основаниями больших пальцев. По инструкции и образцу педагога пальцами одной руки прижиматься к подушечкам пальцев другой. Например, указательным пальцем правой руки прижаться к мизинцу левой и наоборот, указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братцами» левой, подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.
Жили братья - не тужили
Меж собою все дружили.
Крепче дружбы не найдёшь.
Здравствуй, братец, как живёшь?
(Работа детей с карточками. Проверка сделанной работы в карточке.)
Хорошо, все справились с заданием. Новое задание такое, встаньте из-за столов, задвиньте стульчики, придвиньте к себе краску, бумагу и пипетки. На листе у вас напечатана буква Р, вам нужно обрисовать её капельками.
Работа детей.
Ну что ж, со всеми заданиями вы справились, давайте встанем в круг и сначала мальчики скажут с какими звуками и буквой вы сегодня познакомились?
- А теперь девочки, что было самым лёгким для вас?
- И вместе расскажете, что было трудным?
На этом давайте закончим наше занятие:
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!