СВЕТЛАНА ГОРДИЕНКО
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: Морские обитатели
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Морские обитатели
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей. Закрепить навыки решения задач. Формировать навык полных ответов на вопросы. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. Развивать творческие способности, фантазию, творческое воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к занятиям. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. Воспитывать стремление, оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, Тема: Морские обитатели» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Словарь: морские обитатели, осьминог, дельфины афалины, черное и азовское море, медузы, морская звезда, краб, кальмар, камбала.
Материал: мольберт, конверт с текстом письма, медальоны с изображением осьминожек, картина с изображением морских обитателей, цифры, ИКТ, изображение морских животных, звуки моря, напечатанные слова, карта Крыма.
Предварительная работа: беседа о морских обитателях, чтение художественной литературы по тематике.
Ход занятия
(Дети стоят в кругу с воспитателем)
1. Психогимнастика на концентрацию внимания
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Можно встречу начинать.
В: ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (открывает посылку, все достает)
В: здесь письмо, давайте прочтем.
- Скажите, мне пожалуйста, как называется наш полуостров?
…
- А какими морями он омывается?
…
- Чем же они отличаются?
…
В: А теперь послушайте загадку:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском, голова и восемь ног –
Вот и весь я … (осьминог)
В: Молодцы! Отгадали загадку. (В. показывает иллюстрацию)
В: А где живет осьминог?
…
В: Давайте сядем на ковер и представим, что мы очутились на морском дне.
(В. включает аудиозапись «Шум моря»)
В: Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…
(Затем В. использует ИКТ)
Слайд 1 (осьминог)
В: Правильно! Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.
В: Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге? ( Дети высказывают свои предположения: осьминог – хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног и т. д.)
В: Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется?
…
В: Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень- очень давно число восемь называли по-другому – «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог». Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками – щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.
В: А осьминожек приготовил нам задание:
(на столе разложены медальоны – осьминожки. Ваша задача: выложить их по порядку. Затем Д. берут любого осьминожка с понравившиеся цифрой и В. читает задание, т. е. математические задачки)
2. Пальчиковая гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин,
(перед грудью, плавные движения влево-вправо)
Два конька дружили с ним.
(ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх-вниз)
Приплывали к ним киты.
(руки сложены накрест, взмахи ладонями)
И акула и моржи.
Те учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого, ладони сложены)
В: У нашего осьминожка есть еще друзья
(двое детей читают стихи)
Дельфин белобочка
У дельфина белобочки
Спинка черная, как ночка,
Белоснежные бока,
Нос на клюв похож слегка.
Это он сегодня днем
Плыл за нашим кораблем.
Дельфин афалина
То хвостики, то спины –
Мелькают афалины,
Жонглируют мячами,
Ныряют за ключами.
Резвятся и играют,
А их в кино снимают.
В: Да, действительно, дельфины очень умные, добрые, отзывчивые. Дельфины являются млекопитающими, они своих детенышей кормят молочком. Дельфины очень любят детей. В нашем Черном море обитают дельфины - афалины. А теперь давайте с вами поиграем…
3. Физминутка «Море волнуется раз…»
(Д. выполняют движения согласно тексту)
В: Ну теперь мы отдохнули и продолжим узнавать, кто же живет на морском дне
Слайд 2 (водоросли)
В: А что вы знаете о водорослях?
(один ребенок рассказывает)
… Водоросли – это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей.
В: Ребята, у нас в группе притаился еще один морской житель, надо его найти. Отгадайте загадку и найдите его среди других предметов.
Средь морской травы играет,
В теплой плещется воде,
Да и внешне нам лошадку,
Он напомнит в тишине! (морской конек)
Слайд 3 (морской конек)
В: Кто это?
… Морской конек – небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.
В: Он приготовил для вас викторину:
- Чем дышат рыбки?
…
- Спят ли рыбки?
….
- Медуза – это рыба?
…
- Почему краб, когда его выбрасывают, на сушу выпускает пузыри?
…
- Почему у камбалы один глаз?
…
- Зачем рыбкам чешуя?
…
В: Молодцы! С этим заданием вы справились, а со следующим…
4. Игра со словами + разрезные картинки
(Д. делятся на команды. 1 команда – выбирают слова связанные с морской тематикой+; а 2 – собирают разрезные картинки)
Слайд 4 (медуза)
В: Кто это?
… Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы. Следующий морской житель – морская звезда.
Слайд 5 (морская звезда)
В: Кто это?
… Эти животные – хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
В: Морская звезда приготовила загадки.
(В. загадывает загадки о медузе, море, волне, дельфине, акуле)
В: Ребята, пора возвращаться назад. Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось?
…
В: А осьминог приготовил вам