Наталья Веселова
«Русская матрёшка». Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, знакомство с элементами росписи «Семеновской» матрешки.
Цель: Сформировать представление детей о русской матрешке.
Задачи: Познакомить детей с особенностями народной игрушки; характерными элементами росписи (косынка, сарафан); Познакомить детей с историей появления русской матрёшки; Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной, расписной игрушки; Обогащать словарный запас детей; Развивать связную речь детей; Развивать общую и мелкую моторику;- воспитывать познавательный интерес к образу игрушки, желание украшать матрешку; развивать эстетические чувства, художественные восприятия, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на произведения народного творчества; воспитывать самостоятельность, активность, творческое воображение.
Публикация «„Русская матрёшка“, Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Средняя группа
- Темочки
Демонстрационный материал: игрушка – Матрешки, картинки с изображением матрешек Семеновской росписи, магнитофон.
Методы и приемы: организационный момент, сюрпризный момент, художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы к детям, физкульт минутка, индивидуальные и хоровые ответы, самостоятельная деятельность (расскрашиваем сарафаны матрешек, активизация словаря.
Словарная работа: матрешка, сарафан, платочек, нарядная, расписная, яркая, красочная.
Раздаточный материал: силуэты матрешек, вырезанные по контуру, ватные палочки, гуашь.
Организационный момент:
Воспитатель:
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель:
Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. А что это за сюрприз вы узнаете, когда отгадаете загадку, слушайте внимательно:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Это русская…матрешка
Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о матрёшке?
Дети: Это игрушка.
Воспитатель: Все вместе посмотрим на матрёшку и расскажем о ней.
Воспитатель:
Это семеновская матрешка?
Что у неё на голове? (платочек)
А во что же одели мастера матрешку? в сарафан
Чем украшен сарафан? (цветами)
Посмотрите, какие яркие, крупные, красные цветы украшают сарафан!
Сколько у нас матрёшек? (одна – или много) (инд и хор ответы)
Эта матрёшка какая? (большая) (инд хор ответы)
Какой секрет есть у Матрёшки? внутри спрятаны ещё матрёшки
Сколько сейчас у нас матрёшек? Много, поменьше, еще меньше, самая маленькая. (хор и инд ответы)
Это матрешка какая? – Маленькая! (хор и инд ответы)
Воспитатель: Матрёшки очень любят играть, поиграем?
Ну-ка за руки беритесь,
В круг скорее становитесь.
Вы, ребята, не зевайте.
Вместе с Матрёшкой всё выполняйте!
Физкультминутка "Нарядные Матрешки"
Хлопают в ладошки, дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны вперёд)
Матрёшки озорные, матрешки расписные (Красуются)
Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Матрёшке очень понравилось с вами играть.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать как появилась на свет эта инрушка и почему ее так назвали. (ответы детей)
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали.
Самостоятельная часть (раскрашивание сарафана)
Воспитатель достает из сундучка заготовки матрёшек.
Воспитатель: Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему?
Дети: потому что у них сарафаны не украшены.
Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек?
Дети: нужно разукрасить сарафаны.
Воспитатель: Рисовать мы с вами сегодня будем палочками – цветочками.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Вот и пальчики размяли.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай сарафанчик смело.
Ребята, подходите к столам, украшайте сарафанчики!
Дети украшают сарафаны (под русскую народную мелодию)
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый свою работу и принесите на выставку! Посмотрите, какие яркие сарафанчики получились. Матрешки теперь улыбаются!
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, давайте похвалим нашу Матрёшку. Матрёшка какая? (хоровые и индивидуальные ответы)
Дети: красивая, нарядная, расписная, веселая, деревянная, красочная, яркая, интересная.
Итог.
Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости? матрёшка
Что мы делали с Матрёшкой? играли, рисовали.
Воспитатель: Давайте скажем Матрёшке до свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: До новых встреч!