Белова Эльвира Юрьевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебство с осенними листочками» в старшей группе 5–6 лет
Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на территории детского сада.
Задачи:
Расширять представления детей о деревьях родного края.
Познакомить детей со сбором, сушкой листьев и оформления гербария.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать умения и навыки наблюдения за природными явлениями.
Предварительная работа:
Наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, загадки о деревьях.
Сбор листьев для аппликации.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Волшебство с осенними листочками“ в старшей группе 5–6 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Виды деятельности:
Познавательная, коммуникативная, продуктивной.
Материал:
Листья (сухие), белый картон, клей ПВА, салфетки.
Ход НОД:
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня мы с вами познакомимся с деревьями.
- А какие деревья вы знаете?
- Где растёт много деревьев?
2. Знакомство с темой
- Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
- Не зря деревья называют зелёными легкими планеты.
- Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена.
- Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад.
- Деревья бывают лиственными.
- Почему их так называют?
- Назовите лиственные деревья.
- Бывают и хвойные деревья.
- Почему их так называют?
- Назовите хвойные деревья.
- Посмотрите на деревья.
- Что у них общего? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?
- Для чего дереву нужны корни?
- Для чего нужна кора на стволе?
3. Самостоятельная деятельность детей. Показать детям гербарий, рассмотреть растения гербария, нахождение знакомых растений, рассказывание, что они знают об этом растении.
Загадки:
1. Признавайся нам, петух.
Почему повсюду пух?
Ты – известный забияка!
Здесь была, наверно, драка?
- Не дерусь я восемь дней!
Пух летит от тополей!
(Тополь)
2. Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
3. Я из крошки- бочки вылез
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
4. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
5. Есть в тайге сибирской кедры,
На орехи кедры щедры.
Знают белки, знают мышки,
Что искать их надо в (шишке)
6. С моего цветка берет
Пчёлка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую снимают.
(Липа)
7. Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой коробки,
Стоит над горой.
(Берёза)
Дидактическая игра «Подбери листья к деревьям»
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья ели,
Листья дуба мы соберем,
Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
Продуктивная деятельность. Поделка из листьев.
4. Заключение
О чём сегодня говорили? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?
5. Консультации для родителей «Совместное «собирательство» листочков для гербария»
Летом и осенью природа щедро одаривает нас замечательными находками. Вместе с детьми можно устроить совместное «собирательство» : пестро окрашенных листьев, цветов, трав, желудей, ягод рябины, крылаток клена. Такая совместная деятельность будет очень полезно для детей. Почему?
Потому что:
- во-первых, дети получат новые представления о природе, научаться различать деревья и кустарники, их листья и плоды;
- во-вторых, дети освоят технологию засушивания листьев, попрактикуются в творчестве;
- в-третьих, дети будут с большим интересом рассматривать гербарий, созданный своими руками и с гордостью показывать его своим сверстникам.
Ждём Ваших гербариев!