Татьяна Мельникова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в
подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Цель: продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы, вызвать интерес к русским традициям; познакомить с историей утюга; вызвать интерес к предметам прошлого, познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития
Материалы: кукла домовенок Кузя, предметные иллюстрации; утюги, макет избы. (занятие проводится в мини музее «Русская изба»
Ход занятия : 1. Воспитатель (с поклоном). Здравствуйте, гости дорогие!
Хорошему гостю хозяин рад!
Дети (кланяются). Хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Много гостей много новостей.
Воспитатель. Проходите, гости дорогие, да усаживайтесь. Сядем рядком, поговорим ладком. «Давным-давно в старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались «посиделками». Вот посмотрите, здесь представлены полотенце вышитое, лапти плетеные, печь, коврик вязаный и многое другое»
2. Воспитатель предлагает полюбоваться этими предметами, узнать и назвать знакомые предметы.
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы отправиться путешествовать в прошлое? (ответы) А как мы туда попадем? (ответы детей).(Слышится стук)
В. - Кто то в гости к нам идет.
Появляется Кузя, он тоже хочет отправиться в путешествие. Дети предлагают ему отправиться с ними. Все вместе они говорят волшебные слова: Раз, два три, покружись, в прошлом окажись.
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним, как русская изба строилась. Давайте сядем поудобнее, «посидим рядком, да поговорим ладком». Например, захотел Тема построить себе избу, что он будет делать? Он приглашал соседей на помощь: «Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помощь избу рубить, а я уж Вас и хлебом, и солью, и квасом угощу». «Непременно придем»,- отвечали соседи.
Воспитатель: В какое время года рубили деревья для постройки избы? И почему? (зимой, оно самое сухое). Какие деревья выбирали? (сосна и ель). Почему не трогали старые и молодые деревья? (рассуждения детей).
Вывод: старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать век спокойно.
Воспитатель: На Руси в старину говорили: не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили? Потому что топор был единственным орудием труда у мастеров, топором деревья рубили. Топором сучья обрубали, топором кору стесывали и, даже когда избу складывали, только топор и помогал.
Воспитатель. Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорят пословицы.
Кузя. А вы какие пословицы знаете о труде?
Дети. Мы подготовили тебе рисунки с пословицами и поговорками.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Рабочие руки не знают скуки.
Разговорами кашу не сваришь.
Сделал дело - гуляй смело.
Дети объясняют поговорки.
Вос-ль:-
Ребенок: - Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени. Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.
Вос-ль. Избу построили и что дальше. Можно заходить и жить? Без чего и изба не изба?
Дети. Без печки
Вос-ль. Да, основное пространство избы занимала печь.
_ Для чего нужна была печь?
(ответы детей)
Ребенок. - Вот печь! Полдома занимает!
Такую где теперь найдёшь?
Чугун со щами вынимают -
За уши впрямь не оторвёшь!
А на печи ещё лежанка:
Болеешь - вот, погрей бока.
Полати, лавка и чуланчик -
Зимой держали здесь телка
Вос-ль. Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись….
Вот какие люди, мастера на Руси были: умные, сильные, старательные, дружные. А уж как закончат дело, так начиналось веселье с гармошкой, песнями, частушками. Всегда помнили поговорки: «кончил дело – гуляй смело», «делу время, а потехе – час».
Кузя. - Вот и я хочу с вами поиграть, загадки вам загадать, а отгадки перед вами.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает. Что схватит -отдает
Сам в угол идет. (ухват)
Черный конь. скачет в огонь. (кочерга)
-Черныш-загарыш! куда поехал?
-Молчи кручено - верчено. Там же будешь. (чугунок и горшок)
Дети отгадывают и показывают, как пользоваться этими предметами.
Отгадайте еще одну загадку.
Толстая Федора наедается не скоро, но за то, когда сыта от Федоры теплота (печь)
А в каких сказках встречается печь?
Дети. «Гуси – Лебеди», «Колобок», «По щучьему велению».
Вос-ль. - Печь занимала важное место в жизни людей, поэтому и в сказках русский народ уделил ей такое внимание.
Кузя: Что то жарко мне у вас (достает платок).
Воспитатель: Кузя, а почему он такой мятый? Дай мы его погладим сначала. У нас есть волшебный сундучок, а в нем есть волшебные предметы. ( Достает из сундука утюги: угольный, чугунный, электрический; рубель).
Давным – давно, когда не было ни многоэтажных домов, когда люди жили в деревянных домах и, чтобы выгладить одежду, они накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской – рубелем, сильно нажимая. Давайте, мы тоже попробуем погладить одежду. (Дети пробуют это сделать). Что же происходит? Почему гладить неудобно? (Ответы детей). Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренными носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи. Как вы думаете, удобен ли такой утюг? (Нет) Почему? (Нужно было готовить горячие угли, ими можно обжечься, сжечь одежду). Так как утюг с углями не очень удобен, люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на огонь, нагревали, а потом гладили. Удобен ли такой утюг? (Нет) Почему? (Нужно было долго ждать, пока он нагреется). Человек постоянно стремился облегчить свой труд. И придумал электричество. Так появился электрический утюг. Сначала простейший, затем такой, как сейчас. С различными технологиями. Кузя, возьми и прогладь платок.
Кузя: А у меня есть для вас еще загадка в сундучке.
Воспитатель: Давай, Кузя посмотрим, что у нас еще есть в волшебном сундучке?
Кузя достает из сундука картинки: факел, лучина, свечка, керосиновая лампа, настольная лампа. ,
Проводится игра «Что сначала было, что потом».
(дети объясняют последовательность)
. Чем освещалось жилище древнего человека (Огнем костра; показать картинку.)
— Что костер давал людям, кроме света? (Тепло. Можно предложить детям попробовать самим высечь огонь.)
— Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить углы своего жилища? (Подвести детей к мысли, что это может быть факел.)
Чем здесь освещалось изба? ( Ответы детей: когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками.)
— Правильно, а лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место.
Как вы думаете, чем был плох такой способ освещения? (Лучина быстро сгорает, пожароопасна.)
Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.)
Наши предки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.
Ребята, а чем вы пользуетесь дома, когда у вас гаснет свет?
— Правильно, свечами. А ведь этому предмету уже около 2 тысяч лет. Как вы думаете, из чего делали первые свечи?
— Оказывается, из камыша, обмакивая его в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали, насколько сгорает свеча за час, и делали на ней отметины. Получались своеобразные часы.
— Ребята, а что пришло на смену свечке? Кто догадался? Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? (Они горели при помощи керосина.)
— Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру; возле настольной лампы можно было шить, вязать.
— А на смену керосиновой лампе пришли электрич. лампочки, которые мы используем до сих пор.
Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Кузя. Много вы нового узнали, я хочу проверить. как вы запомнили. (Кузя раздает ребусы детям, в которых зашифрованы слова – утюг,лучина, свечка,рубель; они их отгадывают.)
Кузя: Молодцы, ребята. Давайте поиграем.
Игра с Кузей " Аюшки"
Воспитатель: - Ребята, что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о жилище русских людей в старину?
Дети встают в круг и под музыку передают друг другу свечу (искуст, тот, у кого свеча останется после остановки музыки, говорит, что ему понравилось на занятии, что новое узнал.