Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зимние народные приметы» в разновозрастной группе

Мария Филимонова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зимние народные приметы» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повторить и закрепить признаки зимы, забавы детей зимой. Расширить знания о времени года зима. Познакомить с пословицами, поговорками и приметами зимы. Развивать и обогащать речь.

Воспитатель: Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (Зимой.)

- Посмотрите на картинки, что на них нарисовано?

( На картинках нарисовано: Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)

- В какое время года всё это бывает?

(Это бывает зимой.)

- Какое сейчас время года?

(Время года зима.)

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме „Зимние народные приметы“ в разновозрастной группе» размещена в разделах

- Сегодня мы поговорим о приметах зимы. Кто знает приметы зимы? Назовите их.

1. На улице стало холодно.

2. На земле лежит снег.

3. Реки покрылись льдом.

4. Люди надевают тёплую одежду.

5. Деревья покрыты инеем.

6. Наступили морозы.

7. Идёт снег.

8. Метёт метель, вьюга.

9. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят снеговика.

- Кому нравится время года зима? Почему?

Зиму-зимушку недаром принято считать самым волшебным временем года. Именно зимой принято подводить итоги и продумывать планы на весь следующий год и, конечно же, загадывать самые сокровенные желания в волшебную новогоднюю ночь. Для многих детей зима – самое любимое время года. Дети всех возрастов с нетерпением ждут ее прихода, когда земля укроется пушистым белым одеялом, а в домах зажгут огоньки новогодние елки.

Люди любят русскую зиму, радостно ее встречают. Очень красивые стихи написали русские поэты о зиме.

С. Есенин

Белая береза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

А. С. Пушкин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ф. И. Тютчев.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Н. Некрасов

Однажды, в студеную зимнюю пору… (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!»«Ступай себе мимо!»

— «Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

«А что, у отца-то большая семья?»

— «Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

«Так вот оно что! А как звать тебя?»«Власом».

«А кой-тебе годик?» — «Шестой миновал…

Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Проводится физкультминутка «Зима».

Наконец пришла зима. (разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идет, (Поднимают и медленно опускают руки.)

Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными руками влево- вправо.)

Мы катаемся на санках (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)

Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

Без рук, без топорища вымощен в реке мостище. (Лёд.)

На деревьях днём умело

Долбит клювом он кору. (Дятел.)

Говорят они воришки,

Эти серые малышки.

И шумливы, и драчливы.

Всё щебечут

- Чьи вы, чьи вы? (Воробьи.)

Черновата грудь и шея

У неё и голова,

Хвост и крылья-почернее, -

Вот крикунья, какова. (Ворона.)

Птица эта пестровата

За ворону бы сошла

С тем отличием ребята,

Что с боков она бела. (Сорока.)

Воспитатель: Так же в народе есть много пословиц и поговорок про зиму. Как вы их понимаете?

• Любишь кататься, люби и саночки возить.

• Готовь сани летом, а телегу – зимой.

• Мороз не велик, а стоять не велит.

Зима без мороза не бывает.

• У зимы с летом ладу нету.

• Два друга — мороз да вьюга.

• Летом зной, а зимой стужу караулят.

• Зима – не лето, в шубу одета.

• Зимой и летом одним цветом.

• Зимой солнце светит, да не греет.

• Год кончается, а зима начинается.

• Зимой морозы, а летом грозы.

• Зима не за горами.

• Мороз ленивого за нос хватает, за щеки щипает.

• Зима без снега — лето без хлеба.

• Зимой тулуп всякому люб.

• Что летом уродится, зимой пригодится.

• Зима пришла и мороз принесла.

• Лето собирает, а зима поедает.

• Зима спросит, что летом припасено.

• Застала зима в летнем платье.

Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.

Воспитатель: Давайте сейчас поиграем с вами в игру, которая называется «Верно или нет?» Для этого нужно вам внимательно послушать рассказ о зиме. Если вы услышите то, чего не может быть, то вы должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Зимой дни короткие, а ночи длинные.

Зимой дни длинные, а ночи короткие. (Хлопаем.)

Зимой всегда жарко. (Хлопаем.)

Зимой холодно и морозно.

Зимой очень часто идёт дождь. (Хлопаем.)

Зимой очень часто идёт снег.

Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Хлопаем.)

Зимой ходят в тёплых куртках и шубах, шапках, сапогах.

По народным поверьям красавица Зима прибывает на пегой лошадке. Слезая с лошади, Зима начинает свое колдовство: кует морозы, застилает реки и озера ледяными мостами, высыпает из одного рукава снег, а из другого – иней. Голос у Зимы молодой и звонкий, а в глазах блестит лед. От того, насколько благосклонна будет зима, как люты будут морозы, сколько снега она рассыплет по полям, зависит, каким будет будущий урожай, а значит – весь будущий год.

Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ.

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Приметы погоды зимой были чем-то вроде современных сводок погоды, помогая рачительному хозяину подготовить хозяйство к холодам вовремя и перезимовать без урона. Именно поэтому приметы, свидетельствующие о близком наступлении морозов, были особенно важны. Приметы же, свидетельствующие о размере будущего урожая, помогали спланировать, сколько каких запасов следует подготовить к следующей зиме.

• Морозов следует ждать, если ветер гудит в трубе, а дым из трубы стоит столбом.

• Если кошка прячет нос под лапой и ложится близко к печке – идет похолодание.

• Если в лесу слышен треск, то морозы продержатся еще долго. Холодную погоду предвещают и с треском горящие в печи поленья.

• Если утром кричат синицы – к усилению морозов.

• Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму.

• Если в начале зимы идет сильный снег, то в начале лета будет сильный дождь.

• Если декабрь выдался снежный и холодный, то и урожай будет хорошим.

• Если в декабре снег намело вплотную к заборам, то лето будет плохим, а если же остался промежуток – то ждать большого урожая.

• Если зимой гремит гром – скоро ждать крепких морозов.

• Если дым из трубы идет столбом – похолодает.

• Если в первый день февраля небо усеяно множеством звезд, то холода еще долго продержатся.

• Если в первый день февраля небо ясное, то весна будет ранней.

• Если зима бесснежная и суровая, то лето будет засушливым и жарким.

• Если зима теплая, то лето будет холодным.

• Чем больше снега на полях, тем больше будет урожай.

• По 15 дню февраля судят о том, как скоро ждать весну. Если в этот день метет снег, то весна придет еще не скоро.

• Если в Татьянин день (25 января) светит солнце – к ранней весне и раннему прилету птиц, если метет снег – к дождливому лету.

• Если в начале зимы дуют сильные ветры, то начало весны будет слякотным.

• Если кошка в доме встает на задние лапы и начинает скрести стены, то следует ждать вьюгу.

• Если снег начинает липнуть к деревьям, то надо ждать тепла.

• Если на Крещенскую неделю выпадают самые сильные морозы, то год будет урожайным

Воспитатель: Посмотрите, какая у меня есть красивая ледяная шкатулка. (Открывает шкатулку, там снежинки.) Я очень рада, что вы знаете так много интересного о зиме, и хочу подарить вам снежинки.

Публикации по теме:

Конспект НОД учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Зимние игры и забавы»Конспект НОД учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Зимние игры и забавы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования "Зимние игры и забавы" Цель: уточнение представлений.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПРКонспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПР Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПР Цель: формирование у.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Животные жарких стран» для детей с ЗПРКонспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Животные жарких стран» для детей с ЗПР Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Животные жарких стран" для детей ЗПР Цель: расширение и углубление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В лес по грибы» в средней группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В лес по грибы» в средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В лес по грибы» в средней группе Цель: Знакомство с грибами. Предварительная работа:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «У кормушки» Программное содержание. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности. Учить различать разные крупы, смешивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Теремок» Цель: Формировать представления детей о бережном отношении к природе. Задачи: 1. Углублять знания детей о диких животных региона. 2. Воспитывать.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группеТехнологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группе Цели: Формировать представление о транспорте и его видах. Воспитывать стремление беречь окружающую среду. Воспитывать аккуратность и внимательность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зимние народные приметы» в разновозрастной группе
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 11:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зимние народные приметы» в разновозрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем Мария Филимонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД