Оксана Зульц
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «У медведя во бору…» в средней группе
Цель: Закрепление знаний детей об осенних изменениях в природе.
Задачи:
- образовательные: расширять знания детей о растениях леса: грибах и ягодах;
- развивающие: развивать познавательную активность детей, память, мышление, речь;
- воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Материал: Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», осенние листочки, веточки деревьев: березы, рябины и ели; игрушки: ежик, белочка и медвежонок, муляжи белого гриба и мухомора, картинки лесных ягод.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему „У медведя во бору…“ в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель просит детей подойти к мольберту, где висит репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас идет?
Дети: Осень!
Воспитатель: Верно, осень. Осень-самое красивое время года! Именно поэтому многие художники писали о ней свои картины. Перед вами репродукция картины великого художника Исаака Левитана «Золотая осень». Что художник изобразил на своей картине?
Дети: Лес, деревья, небо, речку.
Воспитатель: Как вы думаете, почему он назвал свою картину «Золотая осень»?
Дети: Деревья одеты в желтый, золотой наряд.
Воспитатель: Особенно красиво осенью в лесу! Отправимся туда?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтоб скорей туда добраться предлагаю вызвать автобус. Устраивайтесь поудобнее и в путь!
(Дети под музыку «Песенка друзей» С. Михалкова делают круг и усаживаются на ковер, где разбросаны осенние листочки).
Основная часть.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая красота – мы с вами в осеннем лесу! Вся полянка устлана разноцветными листочками. Какого они цвета?
Дети: Желтого, красного, оранжевого, зеленого.
Воспитатель: Давайте полюбуемся этой красотой. Усаживайтесь поудобнее на ковер. Что случилось с листочками, почему они лежат на земле?
Дети: Осенью листочки желтеют и опадают.
Воспитатель: Верно! И еще осенью дует прохладный ветер. Посмотрите сколько веточек наломал. (Показывает ветку березы) Кто может сказать, веточка какого дерева у меня в руке? (В случае затруднений, можно подсказать, что это белоствольное дерево с черными черточками на стволе)
Дети: Веточка берёзы.
Воспитатель: Правильно, берёзы. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки?
Дети: ответы детей
Воспитатель: (Показ веточки рябины)
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Н. Шумов.
Посмотрите и скажите, с какого дерева эта веточка.
Дети: Рябины.
Воспитатель: Верно, на ветках висят оранжево-красные ягоды рябины. Какого цвета осенью листья у рябинки?
Дети: У рябины листья разноцветные- желтые, красные и зеленые.
Воспитатель: (Показывает ветку ели и загадывает загадку)
«Зимой и летом одним цветом».
Веточка какого дерева у меня в руке?
Дети: Ветка елочки.
Воспитатель: Молодцы! Осенью листья у березки желтые, а у рябины листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит в зеленом наряде.
Предлагаю вам поиграть с осенними листочками.
Физминутка:
Мы листики осенние на веточках висели,
(Руки в стороны, кисти опущены)
Вот дунул ветерок-полетели
(Бег по кругу)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
(Присесть)
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
(Встать на ноги)
Завертел их, закружил и на землю уложил.
(Бег по кругу и присесть)
Воспитатель: Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, наверное, мы кого-то разбудили, как вы думаете, кто это? (Показ игрушки ежика)
Дети: Ответы детей
Ежик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, ежик!
Воспитатель: Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
Ежик: Осенью в лесу много животных и каждый занят своим делом. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу-червей и насекомых. Скоро буду делать из листьев и травы себе гнездо, чтоб зимой было тепло спать. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму. Сушит на веточках грибочки.
Воспитатель: В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы-несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.
Ежик: Верно! Посмотрите, какой с виду красивый гриб, но есть его нельзя, он ядовит. (Показ муляжа мухомора) Это мухомор. Если встретите его, не рвите, но и не ломайте. Многие животные леса с помощью этого гриба лечатся. А этот гриб (Показ муляжа белого гриба) есть можно. У него белая ножка и бурая шляпка. Это мой любимый гриб-белый. Грибы нельзя выдергивать из земли. Как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они аккуратно его срежут, чтобы не повредить корень (грибницу). Иначе на этом месте не вырастут новые грибы. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Их любят кушать и птицы, и звери. Они богаты витаминами. Полезными для организма. Дети, какие лесные ягоды вы знаете?
Дети: Малина, черника, земляника, брусника.
Воспитатель: Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых. А ты, ежик, обязательно спроси у мамы.
Ежик: Хорошо, спрошу у мамы –ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!
Воспитатель: Ребята, слышите оханье? Кто-то ещё в нашем лесу живёт. Кто же это? (Показ игрушки медвежонка)
Воспитатель: Здравствуй, Мишка, ты тоже к зиме готовишься?
Мишка: Я строю себе берлогу и зимой в ней буду спать. Мой мех к зиме становится густым и тёплым, поэтому я не мёрзну. Сейчас мне приходится много кушать, накапливать жир до весны.
Воспитатель: А что любит кушать медведь?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно рыбу, грибы и ягоды. А мы с вами знаем игру, которая так и называется «У медведя во бору грибы ягоды беру…» Давайте поиграем с Мишкой!
Подвижная игра: «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»
Дети находятся за обозначенной на полу линией- «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас рычит.
После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.
Игра повторяется 2-3раза.
Медвежонок: Какие веселые ребята, но мне пора в берлогу. Угощу-ка я вас дарами леса. (Раздает раскраски грибов, ягод)
Воспитатель: Да, медвежонок, нам тоже пора возвращаться в группу. До свидания!
(Дети садятся в автобус и под веселую песенку возвращаются в группу)
Воспитатель: Куда мы сегодня ездили?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Кого встретили в осеннем лесу?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что нового и интересного узнали и увидели?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что понравилось, запомнилось?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы!