Елена Краюхина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Идёт Волшебница Зима»
▼ Скачать
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. На тему: «Идёт волшебница-зима».
Цели: -Продолжать знакомить с основными приметами зимы, названия зимних месяцев; изменения, которые происходят зимой в животном и растительном мире;
-Учить передавать различные эмоциональные состояния, слушать и понимать музыкальное произведение.
-Формировать умения выражать свои чувства,впечатления через цвет, рисунок.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Идёт Волшебница Зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-Продолжать развивать точность движений и жестов.
-Развивать познавательный интерес,любознательность, наблюдательность.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Подбор однокоренных слов.
-Активизировать словарь по данной теме.
-Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами.
Оборудование:
воспитателю: магнитофон, аудиозапись «Зима» из цикла «Времена года», колокольчик, многогранные стеклышки, снег;
Детям: карточки с изображением различных настроений,цветные краски, палитра, салфетки,ваза ;листочки, тонированные голубым цветом.
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; бережно относиться к природе.
Ход занятия.
Приветствие:
Доброе утро, и всем улыбнись,
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда-
Вы согласны? Ответьте мне: «ДА!»
Воспитатель (в. д. В-ль) :
Садитесь правильно, поудобнее. Послушайте загадку:
Тройка,тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица:
Белокоса,белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
-Кто знает отгадку?
Воспитанники (в. д. В-ки) :
1-ый ребенок: -Это время года зима.
2-ой ребенок: -Зимние месяцы.
3-ий ребенок: -Кыш.
В-ль: -Аделина даже сказала по-татарски. У всех ответы правильные. Молодцы! Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить?
В-ки:
Паша:-О зиме.
Ариша:-Кыш турында.
В-ль:-Правильно, о зиме. Ребята, почему в загадке говориться о «тройке»?Что за «тройка», что за скакуны?
В-ки:
Олег:-Скакуны -это лошади.
Настя Е:-Это зимние месяцы. Их ровно три.
В-ль: -Да, правильно. Скакуны- Это лошади,зимние месяцы, их ровно три. Значит зима длится три месяца. Вспомним и назовем зимние месяцы по порядку.
В-ки:
1-ый ребенок: -Январь,февраль,декабрь.
В-ль:-А если точнее,самый первый месяц?
В-ки:
1-ый ребенок: -первый месяц –это декабрь,начало зимы.
2-ой ребенок: -второй месяц –это январь, середина зимы.
3-ий ребенок: -Это февраль- конец зимы.
В-ль: - У всех ответы правильные!Молодцы!
1-ый ребенок. Назови. (называет).
2-ой ребенок. Назови. (повтори).
- Молодцы! Ребята, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как выпал первый снег. Рассматривали изящные, нарядные снежинки. А в какой цвет окрашивает зима землю, деревья?
В-ки:
1-ый ребенок :-Зима окрашивает землю, деревья в белый цвет.
2-ой ребенок:-Снег как белый ковер на земле.
3-ий ребенок:-Мин кышны яратам. Агачлар ак туннарын кигэч, бик матур була.
В-ль: -Нинди матур жавап эйтеп бирде. Молодец! Откуда у нее белая краска?
В-ки:
1-ый ребенок: Потому что снег белый.
2-ой ребенок: -Снег еще иногда бывает темный и даже разноцветный.
В-ль: -Верно. Ты правильно заметил. Сейчас я объясню: При уличном освещение снег кажется совсем другим. Рядом с фонарем он искрится, переливается всеми цветами радуги, а там, куда свет от фонаря не доходит,он кажется темным. На свету лучики снежинок отражают свет, поэтому снег переливается.
(Провести опыт по отражению света от многогранного стеклышка).
- Ребята. Давайте пойдем к столику, для проведения опыта. Нам для этого понадобиться снег и многогранные стеклышки, рассматривать будете по 4 человека.
(Дети рассматривают).
-Таким образом, снег может искриться, переливаться всеми цветами радуги, и может быть даже темным, то есть бывает разноцветный. А теперь садитесь на свои места. Вот мы и дождались морозных дней. Мы заметили, что когда очень холодно, снег какой?
Воспитанники: -
1-ый ребенок: -Снег сыпучий.
2-ой ребенок: -Снег такой легкий.
3-ий ребенок: -Снег пушистый.
4-ый ребенок: -Он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами.
В-ль: -Все ответы правильные. Молодцы! Снег даже пахнет. Помните, чем?
Воспитанники: -
1-ый ребенок: -Снег пахнет морозом.
2-ой ребенок: - Необыкновенной свежестью и чистотой.
В-ль: - Правильно! Умницы! Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. А давайте поиграем с этим словом.
Игра «Доскажи словечко»
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
- Слушайте внимательно:
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые (снежинки).
На поселки, на лужок
Все спускается (снежок).
Вот веселье для ребят-
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Эта девочка - (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
В-ль: - Ребята, какие вы слова добавляли?
Воспитанники:
1-ый ребенок: - Снег, снежинки, снежок, снегопад.
2-ой ребенок: - Снежки, снеговик.
3-ий ребенок: - Снегурка, снегири.
В-ль: -На какое слово они все похожи?
Воспитанники:
1-ый ребенок: - Снег.
В-ль: - У всех ответы правильные. Умницы! Это однокоренные слова. У них один корень. Художники, поэты, композиторы и писатели любовались этим временем года. А сейчас послушаем композицию «Зима» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Закройте глаза и слушайте внимательно.
Звучит музыка.
В-ль: - Какое настроение передает эта музыка?
Воспитанники: -
1-ый ребенок: - Веселое.
2-ой ребенок: - Эта музыка грустная.
В-ль: - Что хочется делать под такую музыку?
Воспитанники:
1-ый ребенок: - Мне хочется играть.
В-ль: - А что вы представляете, когда слушаете это произведение?
Воспитанники:
1-ый ребенок: - На улице идёт снег.
2-ой ребенок: - Все рады зиме, вышли на прогулку.
В-ль: - А давайте мы с вами тоже поиграем в «Игру в снежки». У вас бывает веселое настроение, когда вы играете в снежки?
Воспитанники:
- Да!
В-ль: - Покажите, как вы играете. Нагнулись, взяли руками снег, выпрямились, сделали снежок и бросили его далеко. Ещё раз… И кинули друг другу. Молодцы! Как весело мы поиграли. Садитесь. За что мы еще любим зиму?
Воспитанники:
Булат Б. : - Можно кататься на коньках, лыжах.
Аделина: - А еще можно кататься на санках.
Настя Е. : - Можно слепить снеговика, играть в снежки.
Олег: - Можно строить снежную крепость, играть в хоккей.
В-ль: - Это зимние забавы. У всех ответы правильные. Умницы! Ребята, как вы думаете, животные и растения тоже рады зиме?
Воспитанники:
Булат Ш. : - Перелетные птицы улетают в теплые края.
Дима: - Растения и животные приспособились к зиме, деревья сбрасывают листву.
Даша: - Одни животные ложатся в спячку, другие запасают корм.
Аделина: - Насекомые прячутся под кору деревьев.
В-ль: - Все живое готовится к зиме. Голод и холод страшны и опасны всем. Тяжело животным переносить сильные морозы.
Этюд «Стрекоза замерзла»
В-ль: - Не всем весело зимой. Вот послушайте, что случилось со стрекозой. Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:
- Холодно, холодно, ой-ой-ой!
Голодно, голодно, жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться и дайте поесть.
В-ль: - Какое настроение было у стрекозы?
(Работа с карточками).
- Найдите и покажите карточку, на которой изображена грусть, печаль. -
(Дети находят нужные карточки) – Представьте себя этой грустной, несчастной стрекозой.
(Воспитанники выполняют задание, изображая грусть, печаль.
Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами).
В-ль: - Как хорошо у вас получается. Молодцы! О зиме есть много загадок, пословиц, примет, поговорок. Какие вы знаете?
Воспитанники:
Настя Е. : - «Мороз невелик, да стоять не велит».
Аделина: - «Береги нос в большой мороз».
В-ль: - Спасибо, молодцы. Паша знает поговорку.
Паша: - Гусь стоит на одной ноге – к морозу.
В-ль: - Поговорок, примет о зиме очень много. Постепенно мы их будем заучивать. А сейчас мы будем загадывать загадки, а другие ребята их отгадывать. Загадывать вы будете тогда, когда услышите звон вот такого колокольчика:
-Колокольчик ледяной,
Он всегда со мной.
Динь-дон, динь-дон,
Раздает загадки он.
Воспитанники:
Олег: - Летит – молчит, летит – молчит, когда умрет, тогда заревет. Что это такое?
Эмилия: - Это снег.
Булат Б. : - Кар.
В-ль: - Молодцы, отгадали загадку.
Воспитанники:
Настя К. : - В огне не горит, в воде не тонет. Что это такое?
Паша: - Лед.
Дамир: - Боз.
В-ль: - Правильно, молодцы!
Воспитанники:
Давид: - Без клина, без топора мост строет. Что это такое?
Роберт: - Мороз.
Дима: - Суык, салкын.
В-ль: - Молодцы, отгадали все загадки. Понравилась вам моя игра?
Воспитанники:
Да!
В-ль: - В следующий раз еще поиграем. Ребята, во время занятия вы прослушали композицию «Зима». А теперь нарисуйте в своих альбомах то, что представили, слушая музыку. Давайте вспомним, вы уже об этом говорили.
(Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами нарисовать «Зимний пейзаж» или «Зимние забавы». Воспитанники приступают к работе. Созданную картину воспитанники рассматривают вместе с воспитателем. Все рисунки вывешиваются на доске).
В-ль: - Расскажи, что ты нарисовал?
Воспитанники:
1-ый ребенок: - Я нарисовал (а) зиму в белом платье. Вот это ее белоснежный замок, там она живет.
В-ль: - Ребята, как же ее еще красиво называют?
Воспитанники:
1-ый ребенок: - Зимушка-зима.
2-ой ребенок: - Королева, царица.
3-ий ребенок: - Гостья-зима.
4-ый ребенок: - Матушка-зима.
5-ый ребенок: - Русская молодка.
6-ой ребенок: - Волшебница-зима.
В-ль: - Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней.
Итог:
В-ль: - Ребята, о каком времени года мы говорили на занятии?
Воспитанники:
1-ый ребенок: - О Зимушке-зиме.
2-ой ребенок: - Зима приходит после осени.
3-ий ребенок: - Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
В-ль: - Что вам больше всего понравилось?
Воспитанники:
1-ый ребенок: - Опыт по отражению света от многогранного стекла. Было очень интересно.
2-ой ребенок: - А как здорово было играть в снежки!
3-ий ребенок: - Мне понравилось рисовать.
4-ый ребенок: - А мне понравилось слушать музыку.
В-ль: - Каждому из вас что-то понравилось. Ребята, мы о зиме будем еще много говорить, читать книги, играть в зимние игры, заучивать стихи, загадки. Всем спасибо, молодцы!
Вот пришла пора прощаться,
Но, надеюсь я, друзья,
С вами снова повстречаться,
Ведь жить без дружбы нам нельзя.
Структура занятия : длительность вводной части – 5минут.
Начало и конец занятия – ритуальные, сохраняют у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
Основная часть (длительность 25 минут).
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
1. Вопросы детям.
2. Рассматривание предмета. Экспериментирование.
3. Слушание музыки.
4. Использование карточек-символов.
5. Упражнение на передачу разных эмоциональных состояний.
6. Рисование.
7. Рассказывание поговорок, пословиц, примет.
Заключительная часть (длительность 5-6 минут). Цель – подвести итог занятия.