Елена Маклова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие в театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием электронных образовательных ресурсов "Путешествие в театр".
Автор: Маклова Елена Анатольевна, воспитатель ГБДОУ Детский сад №119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей среднего и старшего дошкольного возраста „Путешествие в театр“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель и задачи: познакомить детей с понятием "театр", историей его появления, объяснить значение символов театра -масок; рассказать о некоторых видах театра, дать первоначальное представление о его устройстве.
Оборудование:
*мультимедийное оборудование для показа слайдов;
*аудиотехника для прослушивания CD-диска "Знакомство с театром" ( пр-во: ООО "Детское издательство "Елена" 2004 г.);
*игровые макеты театрального зала и афиши;
*маски "Трагедия" и "Комедия";
* карточки с картинками красной шапочки, шапочки Санта-Клауса, шляпы с пером, шапки-ушанки.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу позвать вас в путешествие! А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. Это. ?
Дети: Театр.
Воспитатель: Верно. Скажите, а кто из вас бывал уже в театре?
Ответы детей.
Воспитатель: А что вы там делали?
Ответы детей (смотрели спектакль, сказку,.)
Воспитатель : Вы знаете, ребята, что означает это слово - "театр"?
Предположения детей.
Воспитатель: Дело в том, что родина театра - страна, которая называется Грецией. Давным-давно люди, жившие в той теплой, солнечной стране, стали разыгрывать сценки из жизни богов, в существование и могущество которых они верили.
(Слайд 1) Древние греки стали строить специальные площадки под открытым небом - амфитеатры, для того, чтобы показывать друг другу эти сценки, истории. В середине площадки была сцена, а вокруг ступеньки, на которых сидели зрители. Они располагались полукругом для того, чтобы всем было хорошо видно, ведь народу посмотреть на это зрелище приходило очень много. Так место для зрелищ, да и само зрелище стало называться театром.
Когда актеры рассказывали грустную историю - трагедию, они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Вот такие (показываем маску "Трагедия").
Если разыгрывалась веселая пьеса - комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски (показываем маску "Комедия").
Динамическая пауза - игра "Зеркало".
В театре актеры играют, а мы давайте сыграем в игру "Зеркало". Встаньте парами. Пусть один из вас будет зеркалом, а другой повторяют все, что он делает: копирует мимику, позы, жесты, т. е. полностью подражает показывающему. Через некоторое время поменяетесь местами друг с другом.
Дети играют.
Воспитатель:Ну как, развлеклись, повеселились немного? Садитесь на места. Мы с вами совершили небольшое путешествие в историю, узнали о происхождении театра.
Поднимите руки, кто знает, какие бывают театры?
Дети отвечают.
Показываем слайды 2-14, перечисляем: опера, балет, театр драмы и комедии, театр кукол, театр марионеток, детский театр, театр зверей, театр теней, театр клоунады, вертеп).
Прошли много лет и в городах стали появляться большие красивые здания, в которых люди также показывали различные сцены-истории. Так в столице России - Москве, самый главный - Большой театр (слайд 15). В нем зрители могут посмотреть балет или послушать оперу. Для этого же ходят в Мариинский театр в Санкт-Петербурге (слайд 16) - он самый главный и известный в нашем городе.
Ребята, а где мы с вами узнаем о спектаклях, идущих в театрах?
Дети: по телевизору, по радио, в интернете.
Воспитатель: А можно ещё, проходя по улице, прочитать об этом на специальном стенде или такой круглой тумбе, обклеенной плакатами, где нарисованы герои спектакля, написано время и место представления, а также, какие актеры играют в нем. Это место, стенд или тумба называется афишей (слайд 17). В нашей группе тоже есть такая мини-афиша. Посмотрите. (показываем макет театральной афиши - тумбы).
Вот мы выбрали, какой спектакль хотели бы посмотреть, в театральной кассе купили билет и все идем в театр.
Физкультминутка.
С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте,
И песенку поем.
Ля-ля-ля-ля (4 хлопка в ладоши)
В театр мы идем (шаги на месте).
Ля-ля-ля-ля (4 хлопка в ладоши)
Мы песенку поем (шаги на месте).
Воспитатель: Пришли наконец мы в театр. А как известно, "театр начинается с вешалки". Что бы это значило, кто-нибудь знает?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Прежде, чем проходить на спектакль, нам необходимо снять с себя верхнюю одежду, головные уборы. Мы в гардеробе (слайды 18, 19). Ребята, посмотрите, кто-то пришел раньше нас и уже успел сдать свою одежду в гардероб. Давайте-ка отгадаем, чьи это головные уборы? ( показываем картинки с изображением головных уборов сказочных персонажей: красная шапочка, шапка-ушанка, шляпа с пером, шапочка Санта-Клауса)
Дети отгадывают.
Воспитатель: Какие сообразительные дети - все отгадали!
Советую взять в гардеробе бинокль, тому, кто сидит далеко от сцены, он пригодится (слайд 20).
Перед началом представления прогуляемся по красивым залам театра, называемым фойе (слайд 21). Сюда зрители могут придти во время перерыва (антракта) и отдохнуть. Здесь купим театральную программку (слайд 22). Это такая маленькая книжечка, в которой написано краткое содержание сегодняшнего спектакля, фамилии и имена актеров, играющих роли, всех тех людей, кто ставил представление.
Вот прозвенел звонок, он говорит нам о том, что пора заходить в зрительный зал занимать места.
Посмотрите, как великолепно украшен театральный зал в старинных зданиях, все блестит и сияет. Какой здесь порядок (слайд 23!
Места, где сидят зрители, называется партер (слайд 24). Это самые лучшие места.
Еще есть балконы и ложи (слайд 25).
Позади партера -амфитеатр (слайд 26). Это слово нам с вами уже знакомо. Кто помнит, что оно означает?
Дети: Так располагались места в театре в Древней Греции.
Воспитатель: Верно. А в современном зрительном зале амфитеатр размещается за креслами партера, но повыше, чтобы оттуда тоже зрителям было видно все, что происходит на сцене.
Кстати, а кто из вас знает, что такое "сцена"? (слайд 27)
Ответы детей.
Воспитатель: Сцена - это обычно приподнятое над зрительным залом место, где танцуют, поют или просто выступают артисты (слайд 28).
Заняли мы свои места. Прозвучал последний третий звонок. В зале постепенно гаснет свет и начинается волшебство: красивый занавес на сцене постепенно поднимается (слайд 29)
Посмотрите, ребята, что мы видим: наша сцена освещена множеством ламп. Это специальные прожекторы - театральные софиты. Они сверху освещают всю сцену, чтобы нам из темноты зала было видно все, что будет происходить во время спектакля (слайд 30).
На заднем плане нам открывается прекрасный вид. Неужели это настоящий старинный город со множеством людей? Как можно было построить такое чудо на сцене?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, все это ненастоящее, а нарисованное художниками. Называется это "декорации". Видите, какими разными они бывают? (слайд 31). Могут даже меняться во время спектакля - вот какое чудо техники! (слайд 32)
Ну а что же сейчас происходит за занавесом? Это место- кулисы, там жизнь бурлит - работают монтажники, осветители и прочие театральные служащие, готовятся к своему выходу на сцену артисты (слайд 33).
А напоследок обратите внимание, что это за странное место перед самой сценой? Кто знает?
Дети: Это все знают, это оркестровая яма. Там играют музыканты.
Воспитатель: Молодцы. Вы все знаете. На музыкальном занятии вам рассказывали. (слайд 34)
Тут и инструменты и подставки для нот- пюпитры, освещаемые специальными лампочками, чтобы в темноте музыканты могли видеть, что играют.
Динамическая пауза - представьте на минуту себя музыкантами в оркестре, а я побуду дирижером. Когда я взмахну правой рукой, те ребята, что сидят справа, захлопают в ладоши и закричат "браво", когда я взмахну левой - дети, сидящие слева от меня, захлопают в ладоши и закричат "бис".
Воспитатель: Ну что, ребята, мы с вами совершили довольно большое и интересное путешествие в мир театра. Я думаю что мы сюда ещё не раз вернемся, чтобы познакомиться с ним поближе. Сейчас вы, наверное, проголодались?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда стоит заглянуть в театральный буфет (слайд 35)
Посмотрите, как здесь красиво. Сюда во время перерыва зрители приходят, чтобы слегка перекусить: выпить лимонаду, съесть пирожное или мороженое.
Ну а мы перекусим в нашей группе.
В следующий раз мы познакомимся с профессиями людей, работающих в театре.
Давайте с ним попрощаемся.
Дети: До свидания!