Динара Закирова
«Жизнь зверей осенью». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятии :
Организационный момент: (приветствие)
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг (дети встают в круг)
Здравствуй друг! (отводят правую руку в сторону)
Здравствуй друг! (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются руг другу)
Дети в кругу. У воспитателя «волшебная» палочка.
-Ребята, вспомните какое сейчас время года. (осень)
-Назовите осенние месяцы по порядку.
-Какой сейчас месяц?
-Назовите вчерашний день недели?
-Если сегодня среда, то завтра какой день недели?
-Назовите число.
Публикация «„Жизнь зверей осенью“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Назовите части суток.
-Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя).
-Мы по кругу будем передавать наш «волшебный» карандаш, он поможет вспомнить, что же происходит с погодой, с деревьями и кустарниками, с насекомыми, с птицами и дикими животными поздней осенью. Называть надо по одному признаку.
Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.
- Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)
Воспитатель: Ребята, готовы отправиться в путешествие, в осенний лес?
Давайте скажем вместе: «Раз, два, три, вокруг себя обернись. В лесу осеннем очутись!»
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)
- А кого не хватает в нашем лесу? (Животных)
Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?
О ком мы будем говорить?Мы будем говорить о диких животных.
А что осенью с животными происходит в лесу? (Готовятся к зиме) Как они готовятся, что делают сейчас мы узнаем с вами.
Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах или в масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах или в масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)
Воспитатель: смотрите ребята, ветерок осенний нам листочки подбросил, оказывается это листочки- загадки.
Послушайте внимательно.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
«Белки»
«я белочка…»
Являюсь мелким грызуном. Я имею удлиненное тело и ушки, также пушистый хвост. Окрас у меня бурый, иногда серый. Живу я в дупле деревьев. Я питаюсь растительностью, а на зиму запасаю орехами. Иногда меня считают вредителями, так как могу сгрызть все что можно и нельзя. Мои зубы всегда острые.
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
«Волк»
«Я волк…»
Большой пушистый хвост нужен и мне. Когда я зимой лягу спать прямо на снег, я укрываю свой нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет моей шубы не меняется. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.
Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
«Ёж»
«Я еж…»
Кубарем катаюсь по траве и накладываю листву на свои иглы. Охапкой встану и понесу на себе листовой матрац в гнездо. На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (Лиса)
«Лисица»
«А я лисица – сестрица…»
К зиме шубку меняю на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
«Заяц»
«я зайчик – побегайчик…»
Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
«Медведь»
«Я медведь…»
Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Лапы ставлю пальцами внутрь, потому и зовут меня косолапым, а ступаю так тихо, что не один сучок под моими лапами не хрустнет. Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Воспитатель: Молодцы ребята. Всех зверей отгадали, со всеми познакомились. Как можно назвать их одним или двумя словами (Слайд)
Дети: звери. Дикие животные.
Воспитатель: А почему этих животных называют дикими?
Дети: они живут в лесу, без помощи человека, боятся человека. Это неприрученные животные.
Воспитатель: Что общего у этих зверей?
Дети: Морда, хвост, лапы, уши, туловище.
Воспитатель: Как называются части тела разных животных? (показывает картинку с изображением животных и задает вопросы).
Дети: Это лиса. Чья морда? - Лисья. Чей хвост? - Лисий.
Это волк. Чья морда? - Волчья. Чей хвост? – Волчий.
Это белка. Чья морда? – Беличья. Чей хвост? – Беличий
Это заяц. Чья морда? – Заячья. Чей хвост? – Заячий.
Воспитатель: Давайте с вами отдохнем. Нейрогимнастика (СЛАЙД)
Воспитатель: Сейчас наши животные хотят познакомить вас с своим жилищем. Как вы понимаете слово «жилище»? СЛАЙД ___
Дети: Предлагают варианты лексического значения данного слова.
Воспитатель: Правильно ребята. «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». А вот как они выглядят, мы посмотрим. Давайте поиграем в игру: «Кто где живет». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным предложением.
Где живет белка? Белка живет в дупле. СЛАЙД___
Где живет лиса? Лиса живет в норе. СЛАЙД___
Где живет волк? Волк живет в логове. СЛАЙД___
Где живет медведь? Медведь живет в берлоге. СЛАЙД ___
Где живет заяц? Заяц живет под кустом. СЛАЙД___
Воспитатель: молодцы ребята. А лесные жители предлагают нам с ними поиграть.
Физкультминутка :
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг –прыг- прыг!
кто к зарядке не привык? (прыжки на месте)
вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно (прыжки на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе (прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (бег на месте)
Вот голодная лиса (ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (потягивание руки вверх)
Тяжело вздыхает. (глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (дети садятся на корточки)
Воспитатель: Скажите ребята, чем бы вы угостили и накормили лесных жителей. Что едят лесные звери? Предлагаю вам угостить наших зверей, и поиграть в игру: «ЧЕМ ПИТАЮТСЯ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ». Игра на Магнитной доске
Дети: (Выбирают нужное угощение, проговаривают вслух. На столе карточки с изображением «корма», дети, берут карточки с изображением корма и крепят возле животного, употребляющего этот корм и т. д.)
Медведь - мёд, орехи, жёлуди, ягоды.
Белка – орехи, грибы, шишки.
Заяц - кору, ветки, листья.
Волк - мелких грызунов и др. животных.
Лиса - мышей, кур, зайцев.
Воспитатель: Чем вы угостили животных?
Дети:
Медведя угостили медом, орехами, желудями, ягодами.
Белку угостили орехами, грибами, шишками.
Зайца угостили корой, ветками деревьев, листьями.
Волка угостили мелкими грызунами, животными.
Лису угостили мышами, курами, зайцами.
Дыхательная гимнастика:
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел-
Стал он тонкий и худой.
Описание игры:
Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. Ребенок дует на них, и пальчики принимают форму шара. На слова взрослого «шарик лопнул» пальцы принимают исходное положение. Повторить несколько раз.
Воспитатель: Звери остались довольны угощением. Но что-то наши звери вдруг загрустили. Беда у них случилась, разбежались детеныши. Давайте мы поможем вернуть малышей домой.
(На столе у детей лежат картинка детенышей животных. Дети называют их и ставят рядом со взрослым животным).
Заяц – Зайчонок – Зайчата.
Белка – Бельчонок– Бельчата.
Медведь – Медвежонок – Медвежата.
Волк – Волчонок – Волчата.
Лиса – Лисенок – Лисята.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли животным найти своих детенышей. А теперь предлагаю вам поиграть и размять свои пальчики глазки.
Пальчиковая гимнастика:
-Мальчик с пальчик,
Где ты был (большой палец левой руки четыре раза сгибается.)
-долго по лесу бродил. (большой палец правой руки четыре раза сгибается.)
Встретил я (большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными)
Медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
встретил белочку,синичку (большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными)
встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (четыре пальца последовательно сгибаются – «кланяются»)
Гимнастика для глаз. (СЛАЙД)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю пройти к столам. животные хотят проверить нашу внимательность и предлагают нам поиграть в игру «Найди нашу тень».
Перед вами лежат планшеты и маркеры вам нужно соединить их тенями.
Воспитатель: а в следующем задании вам ребята нужно заселить цифры в свои домики.
Воспитатель: хорошо ребята, со всеми заданиями справились. И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться домой. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)
Давайте встанем, возьмемся за руки закроем глаза: «Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!».
Рефлексия.