Наталья Быкадорова
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой «За добро добром и платят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по теме «За добро добром и платят»
(по рассказу К. Паустовского «Кот – ворюга») в старшей группе
Цель: познакомить с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой „За добро добром и платят“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Программные задачи:
Образовательные: учить детей отвечать на вопросы по содержанию художе-ственного произведения, учить оценивать поступки героев, делать выводы.
Развивающие: развивать умение анализировать прочитанное, творческие способности детей, устную речь; расширять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к бездомным животным; воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопе-реживания, доброту.
Материал и оборудование: картинки, с изображением кошачьих следов, книга К. Паустовского «Кот-ворюга».
Современные образовательные технологии:
- технология продуктивного чтения,
- здоровьесберегающая технология: физкультминутка,
- игровая технология: дидактическая игра «Угадай слово»
Ход образовательной деятельности.
1. Мотивационный этап:
Цель: создание условий для возникновения внутреннего побуждающего мо-тива к новой деятельности.
В групповой комнате разложены следы кота, дети замечают их.
Воспитатель: «Как вы думаете, чьи это следы? Куда они ведут? Хотите узнать?»
Воспитатель: «Следы привели нас к необычной и интересной картинке. Нарисованы только хвост, усы и уши. Что же это за картинка, кто на ней изображен?» (слайд 1)
Воспитатель: «Правильно, на картинке нарисован кот. А как вы догада-лись?»
Воспитатель: «Ребята, у вас дома есть коты? Какие у них клички?»
Воспитатель: «Подумайте и скажите, какие вы знаете произведения, где главным героем становится кот?»
2. Ориентировочный этап.
Цель: подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний, формулирование целей деятельности.
Воспитатель: «Ребята, а вы любите играть?»
Воспитатель: «Я знаю очень интересную игру «Угадай слово», хотите я научу вас в нее играть?»
Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логиче-ской задачи.
Воспитатель: «Я задумала слово (книга, а вот какое, это вам у меня надо выяснить, задавая мне разные вопросы. Поможет вам в этом мнемотаблица».
Живое неживое Форма Цвет
Какой на ощупь?
Из какого материала? Как используют?
Далее дети задают вопросы, а воспитатель отвечает.
Если дети не смогут отгадать слово, то воспитатель загадывает загадку о книге.
Воспитатель: «Правильно, ребята, это книга и написал ее К. Паустовский, а называется она «Кот- ворюга».
Воспитатель: «А кто такой ворюга?»
Воспитатель: «А хотите узнать, почему же кота так назвали в этом произ-ведении?»
3. Исполнительский этап.
Цель: реализация самой деятельности, получение результата.
Воспитатель читает рассказ. По ходу чтения на экране появляются иллю-страции к рассказу.
Мы пришли в отчаяние (К. Отчаяние – это значит печаль, ощущение безвы-ходного положения В. Как вы думаете, почему автор пришел в отчаяние)
Мы не знали, как поймать этого рыжего кота (П. А, теперь понятно, что случилось) Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (В. Как вы думаете, почему кот был в таком состоянии)
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал всё : рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чу-лане (В. Ребята, а вы знаете, что такое чулан? К. Чулан – помещение в доме, служащее кладовкой) жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разры-тую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.
Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и руга-лись, но рыбная ловля всё равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. (В. Зачем дети выслеживали кота)
Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались (В. Как можно сказать по другому) и, запыхавшись, рассказали, что на рассве-те кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан (К. Кукан - шнур, на который надевают, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду) с окунями.
Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нём было десять жирных окуней, пойманных на Прорве (К. Это глубокое место на реке или озере)
Это было уже не воровство, а грабёж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть (К. т. е. избить, поколотить) его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на берёзу.
Мы начали трясти берёзу. Кот уронил колбасу; она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.
Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую (К. тесовая озна-чает – железная) крышу.
Дом был завален удочками, дробью (К. это такие шарики для стрельбы, яблоками и сухими листьями. Мы в нём только ночевали. Все дни, от рассве-та до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там
мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегам озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высо-ких травах. Их венчики (К. это лепестки цветка) качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.
Физкультминутка
Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.
Воспитатель: «Ребята, давайте представим, как дети шли к озеру, сначала они вытаптывали тропинки, покажите как? А как переступали высокую тра-ву? Покажите, как качались венчики над головами? А как осыпали лепестки цветка цветочной пылью?»
Воспитатель: «Молодцы. Продолжаем читать дальше, очень интересно узнать, поймали ребята кота или нет»
Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожжённые солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали расска-зами о новых выходках рыжего кота.
Но, наконец кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхо-да оттуда не было.
Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать.
Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомле-ния.
Прошёл час, два, три (В. Скажите это много или мало) Пора было ло-житься спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на не-рвы (В. Как вы думаете, почему кот постоянно выл и ругался)
Тогда был вызван Лёнька, сын деревенского сапожника. Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота.
Лёнька взял шёлковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днём пло-тицу (К. Плотица – маленькая плотва, речная рыба) и закинул её через лаз в подполье.
Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щёлканье – кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мёртвой хваткой. (В. Что же означает это выражение? К. т. е кот так схватил добычу и крепко сжал зубами, что ее не оторвать). Лёнька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Лёнь-ка был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.
Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.
Лёнька схватил кота за шиворот (К. т. е. за воротник) и поднял над землёй. Мы впервые его рассмотрели как следует.
Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник (К. беспризорник – бездомный, живущий на улице) с белыми подпалинами (К. т. е пятнами на шерсти) на животе.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
– Что же нам с ним делать?
– Выдрать! – сказал я. (К. т. е побить)
– Не поможет, – сказал Лёнька, – у него с детства характер такой.
Кот ждал, зажмурив глаза.
Тогда Рувим неожиданно сказал:
– Надо его накормить как следует!
Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечатель-ный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мыл-ся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами. (В. Ребята, а почему кот не убежал, а сел на пороге и стал умываться)
После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрёт себе шерсть на затылке.
Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплю-нул, растянулся у печки и мирно захрапел.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. (В. А почему кот пере-стал воровать)
На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный посту-пок.
Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую кашу.
Кот, дрожа от негодования (К. это значит, кот был злой, подкрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.
Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
Впереди мчался, икая, голенастый петух, прозванный Горлачом.
Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой, передней, лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри у него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
После этого петух несколько минут лежал в припадке (К. припадок – это проявление какой-нибудь болезни, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл.
С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом.
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши но-ги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.
Воспитатель: «Ребята, вам понравился рассказ?»
Воспитатель: «Как автор назвал рассказ? За какие проделки так назвали ко-та?»
Воспитатель: «Что именно воровал кот?»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему кот перестал воровать?»
Воспитатель: «Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце»
Воспитатель: «Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли, что животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать»
4. Рефлексивный этап (подведение итогов организованного вида деятельно-сти).
Цель: развитие самоанализа и навыков обобщения полученной информации.
Воспитатель: «Чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?»
Воспитатель: «И мне очень понравилось, как вы внимательно слушали. Ак-тивно отвечали на вопросы, называли много произведений, где героями яв-ляются коты»
5. Перспективный этап.
Цель: умение планировать свои действия.
Воспитатель: «Какие еще добрые поступки можно совершить? О чем вы се-годня вечером расскажете дома? Я предлагаю вам вместе с мамой сделать поделку из бумаги кота, а мы потом все вместе посмотрим, какие же коты у вас получились.