Юлия Зарубина
Конспект занятия по ознакомлению детей со слоговым строением слова «Знакомство со слогами»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т. д.).
2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием "начало" и "конец" слова.
3. Научить определять местонахождение ударного слога в двусложных и трехсложных словах.
4. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей со слоговым строением слова „Знакомство со слогами“» размещена в разделах
5. Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова
6. Воспитывать внимание детей к слову;
7. Воспитывать желание отвечать на вопросы.
Словарная работа : Ввести в активный словарь детей следующие слова : слово, слог.
Последовательный ход занятия :
– Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кого я называю: садитесь на места те, чьи имена состоят из стольких частей, сколько хлопков я сделаю. Например, По – ли - на. Сколько хлопков я должна сделать? Верно, три. Давайте посчитаем: раз, два, три. Ясно, ребята? (называю всех детей). Молодцы, никого я не забыла назвать? Хорошо, сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Верно, Катя, письмо. Это письмо принёс почтальон. Вам интересно узнать, что в нём? Сейчас посмотрим. Ой, как много здесь картинок. Я каждому из вас раздам несколько, а вы отберёте те, названия которых состоят из двух частей. Давайте, попробуем. Миша, покажи свою картинку. Что изображено?
Дети: Лиса.
- Ещё раз повторим: Ли - са. Состоит из двух частей?
Дети: Да.
- Хорошо, Маша, что у тебя нарисовано?
Маша: Кошка.
- Как произнесём?
Дети: Кош – ка.
- Тоже из двух частей?
Дети: Да.
- Никита, покажи и назови свою картинку?
Никита: Лес.
- Состоит из двух частей, ребята?
Дети: Нет, из одной части.
- Ребята, вы обратили внимание, что слова произносятся не сразу, а по частям, да? Есть у нас в языке слова, состоящие из одной, двух, и даже трёх частей. Эти самые части можно по-другому назвать: «Слог». Давайте дружно повторим: «СЛОГ». Значит, в слове лиса сколько слогов? Да, два. А в слове лес? Один. Молодцы. А сейчас я предлагаю вам отправиться в магазин, где продают много игрушек. Вы же любите игрушки? Да, посмотрите, как их много. Но нам нужны только купить те, в названии которых определенное количество слогов. Например, два. Какие это игрушки, подумайте? Выйди, Настя, и назови нам их. Так: кук – ла, ю – ла, миш – кА. Молодец, садись на мето. А теперь найдите игрушки из трёх слогов. Пожалуйста, Миша.
Миша: Ма – ши – на, мат – рёш – ка.
- Молодец, у нас остались дом и мяч. Они состоят из скольких слогов, Костя?
Костя: Из одного.
- Все согласны с Костей? Хорошо, вот и сходили в магазин. Но, ребята, ведь у нас группе и до новых игрушек, были свои, так ведь? Посмотрите вокруг, и назовите мне предметы с определенным количеством слогов. Итак, сначала с одним слогом (с двумя, с тремя). Умнички, вот как много мы предметов отыскали вокруг себя! А из его состоят названия этих предметов, Ксюша?
Ксюша: Из слогов.
- Правильно. а теперь мы с вами поиграем в интересную игру. Она называется «Перевёртыши». Слушайте, пожалуйста, внимательно: у каждого из вас на столе лежат карточки со слогами. Все видят? Это карточки со слогами, из которых вам надо составить сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Начинай, Полина.
Полина: Сосна.
- А как ещё можно переставить слоги, чтобы получилось другое слово, Полина?
Полина: Насос.
- Умничка, теперь всем понятно, как мы будем играть. Хорошо, Следующий кто желает составить слова – перевёртыши? Пожалуйста, Марина.
Марина: Весна. Навес.
- Молодец, правильно, ребята? Наташа, продолжай.
Наташа: Банка. Кабан.
- Верно, Оля, какие у тебя слова поучились?
Оля: Нитка, ткани. (и т. д. спрашиваю оставшихся детей)
- Молодцы, не правда ли, интересная игра? Да, мы в неё и в следующий раз поиграем. А пока я буду показывать картинку и называть первый слог и а вы, внимательно подумав, конец слова. Все готовы? Итак: Лож - …
Дети: …Ка.
- Ка – …
Дети: …Ша.
- Ре - …
Дети: …Ка (и т. д.)
- А теперь то же задание, только с последним слогом. Будьте внимательны, хорошо?
- …Ка
Дети: Бел - ка.
-. Ма.
Дети: Ма - ма.
- … Ле.
Дети: По – ле. (и т. д.)
- Умнички, всё правильно, а теперь немножко отдохнём. Встали. Мы очень много разговаривали, и наши язычки устали, да, ребята?
Язычок на спортплощадке
Занимается зарядкой
Хотя это нелегко,
Потянулся высоко,
Наклонился низко,
Поднялся быстро
Очень ловко скачет.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.
- Молодцы, сели на места. Ребята, а вы заметили, что слоги в словах звучат неодинаково - один из слогов произносится более протяжно. Давайте произнесём слово «мама» (умышленно усиливаю голосом и более протяжно произношу первый слог, задерживая указку в начале графического изображения слова и более отрывисто - второй слог). Как мы произнесли первый слог? Да, протяжно. Посмотрите ещё раз: этот слог у нас находится в начале нашей схемы. А второй слог как мы произнесли? Да, быстро, отрывисто. А где у нас будет находится второй слог? Правильно, в конце схемы, то есть вот здесь. Это понятно? Замечательно, давайте вы ещё раз произнесёте слово «мама» а я покажу его указкой на схеме. Я правильно показала? Да, я не ошиблась. А теперь давайте составим ещё какие-нибудь слова по данной схеме. Кто самый смелый? Выходи, Костя. Твоя задача: придумать слово, назвать его и показать на схеме, понятно? (вызываю ещё одного-двух детей). Молодцы, сели на места. Ребята, на тот слог, который мы произносим протяжно, ставится ударение. Давайте найдём такие слоги в наших именах. Итак, произнесём имя «Са – ша». На какой слог будет падать ударение? На первый: СА. Хорошо, а теперь по цепочке, начиная с Кати, каждый из вас будет называть своё имя и говорить, на какой слог ставится ударение. Притом этот слог нужно выделить интонацией, ясно? Итак, Катя, начинай. Молодцы, ребята, теперь все знают, на какой слог у каждого из вас в имени падает ударение? А у меня на какой слог падает?
Дети: На первый.
- Правильно, а теперь я буду вам загадывать загадки, а вы, разумеется, будете их отгадывать. Отгаданные слова мы будем делить на слоги по данной схеме и ставить в них ударение, хорошо? Итак, слушайте внимательно:
Он большой, как футбольный мяч
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его …
Дети: Арбуз.
- Выходи к доске, Катя. Ребята, тебе будут произносить по слогам, а ты будешь указкой показывать.
Дети: Ар – буз.
- Катя правильно показала? Хорошо, где поставим ударение?
Катя: На второй слог.
- Молодец, следующая загадка
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это …
Дети: Белка (вызываю ребёнка к доске)
- Молодцы, ребята, на этом мы заканчиваем сегодняшнее занятие. Оно вам понравилось? С чем мы сегодня познакомились? Верно, со слогом, или слогами. Слова состоят из слогов, да? В какие игры мы играли? Какая из них вам больше понравилась? Мне тоже понравилось занятие. Особенно хочу похвалить Катю, Костю, которые сегодня очень хорошо занимались. Спасибо, до свидания!