Светлана Кротова
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой
Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»
Цели: Познакомить детей с украинской сказкой «Хроменькая уточка». Продолжать формировать умение воспринимать образное содержание сказки.
Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой „Рассказывание украинской сказки „Хроменькая уточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Утки, утята
- Темочки
Развивать память, воображение и интонацию выразительной речи.
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Развивать монологическую речь.
Материалы и оборудование: обложки сказок «Колосок», «Рукавичка», «Пых»; мнемотаблица к сказке «Хроменькая уточка»; цветные карандаши; листы бумаги, разделённые на три части; аудиозапись «В мире много сказок».
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, работа с мнемотаблицами.
Ход занятия
Под музыку входят дети, встают полукругом.
Воспитатель: Дети всех народов любят сказки и каждый народ сочиняет свои сказки и рассказывает их детям, а те, когда вырастают, рассказывают их своим детям. Народов на Земле много и сказок много.
Я знаю, что вы тоже любите сказки. Сейчас мы проведём небольшую разминку. Она будет заключаться в следующем: я буду говорить первые слова из названий сказок, а вы договаривать название сказки.
Воспитатель: Ходила, гуляла, сказки собирала. Набрала в лукошко, потеряла по дорожке. Хочу снова собрать – малым деткам рассказать. Поможете?
Воспитатель: Гуси-… (лебеди)
Волк и семеро … (козлят)
Лиса и … (кувшин)
Царевна-… (лягушка)
Воспитатель хвалит детей
Воспитатель: Вспомните, чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете не только русские сказки, но и украинские, белорусские сказки.
Педагог обращает внимание детей на обложки книг «Пых», «Колосок», «Рукавичка»/
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу ещё одну украинскую сказку. А поможет мне её рассказать, а вам запомнить сказку таблица с рисунками по сюжету сказки.
Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. После мы вместе придумаем для неё название.
Воспитатель рассказывает сказку «Хроменькая уточка.
Жили-были дед да баба. Детей у них не было. Говорит дед:
— Пойдём, старуха, в лес по грибы!
Пошли. Видит баба — под кустиком гнёздышко, а в гнёздышке уточка.
— Гляди-ка, дед, — уточка!
Поглядел дед:
— Возьмём её домой! Пусть у нас живёт.
Стали поднимать, видят — лапка у неё переломана. Взяли её тихонько, со всем гнёздышком, принесли домой. Оставили уточку в хате, а сами опять по грибы пошли.
Вернулись домой вечером, смотрят — что такое?
Хата прибрана, хлеб испечён и борщ сварен. Они к соседям:
— Кто хату прибрал, хлеба напёк и борща наварил?
Никто не знает.
На другой день опять пошли дед с бабой по грибы. Вернулись вечером домой — опять всё прибрано и вареники сварены.
Спрашивают соседей:
— Не видали ли кого в нашей хате?
Одна соседка говорит:
— Видали девушку — воду несла. Такая пригожая, только хроменькая.
Дед с бабою думали, думали: кто бы это был?
Баба говорит:
— Давай-ка, скажем, что пойдём по грибы, а сами спрячемся да и посмотрим, кто у нас хозяйничает.
Так и сделали. Спрятались и видят — из хаты выходит девушка с коромыслом. Такая пригожая девушка, только чуть хроменькая. Пошла она к колодцу, а дед с бабой в хату. Смотрят — нету в гнезде уточки, лежат только одни пёрышки. Взяли они гнёздышко и кинули в печь. Оно там и сгорело.
Принесла девушка воду, увидела деда с бабой — и прямо к гнёздышку. А гнёздышка нет. Она и заплакала.
Дед и баба уговаривают:
— Не плачь, голубонька, будешь ты у нас дочерью, родным нашим дитятком!
А она отвечает:
— Век бы жила у вас, коли вы бы не сожгли гнёздышка да не подглядывали за мною. А теперь не хочу! Сделай мне, дед, прялочку да веретёнце!
Дед с бабой плачут, уговаривают.
— Нет, — говорит, — не поверили, подглядывали за мною, уйду от вас!
Сделал дед прялочку и веретёнце.
Села она на дворе и прядёт. Летит стая уток. Увидали её, закричали:
— Вот наша девушка,
Вот наша пригожая!
Возле хаты сидит,
В нашу сторону глядит.
Прял очка шумит,
Веретёнце звенит.
Кинем ей по пёрышку,
Пускай с нами летит!
Она им отвечает:
— Не полечу с вами.
Как была я на лужку,
Повредила ножку.
Вы меня покинули,
Вы меня оставили!
Они бросили ей по пёрышку и дальше полетели. Летит другая стая уток. Увидали они девушку, закрякали:
— Вот наша девушка,
Вот наша пригожая!
Возле хаты сидит,
В нашу сторону глядит.
Прялочка шумит,
Веретёнце звенит.
Кинем ей по пёрышку,
Пускай с нами летит!
А она в ответ:
— Не полечу с вами.
Как была я на лужку,
Повредила ножку.
Вы меня покинули,
Вы меня оставили!
Кинули ей по пёрышку.
Летит третья стая. Увидали девушку, закрякали, запели:
— Вот наша девушка,
Вот наша пригожая!
Возле хаты сидит,
В нашу сторону глядит.
Прялочка шумит, Веретёнце звенит. Кинем ей по пёрышку, Пускай с нами летит!
Кинули ей по пёрышку, обернулась она уточкой и улетела.
После рассказывания сказки воспитатель предлагает детям сделать небольшую зарядку
Физминутка «Утки»
Ути-ути-утки, Дети вперевалку идут по кругу друг за другом.
Уточки-малюткии.
На волнах качались, Приседают.
Брызгались, плескались. Встают, машут руками, как крылышками
Вопросы к сказке :
1. О ком эта сказка?
2. Что сказочного в этой истории? Можно назвать эту сказку волшебной? Почему ты так думаешь?
3. Какие действия трижды повторяются в этой сказке?
4. Попробуй пересказать сказку. Сколько в ней частей? С каких слов начинается сказка? О чём говорится в первой части сказки? Расскажи, как хроменькая уточка появилась у деда с бабой. Почему она стала им помогать?
5. О чём говорится во второй части сказки? Расскажи, что случилось, когда дед с бабой выкинули гнёздышко уточки в печь. 6. Почему обиделась уточка?
7. Какой у сказки конец? Как ты думаешь, могла ли эта сказка закончиться по-другому? Почему ты так думаешь?
8. В сказке есть две песенки. Кто их поёт? С какой интонацией поют песенку уточки? (С радостью, с удивлением, с грустью.) А как поёт свою песенку девушка-уточка? Повтори эту песенку так, чтобы было понятно настроение девушки.
9. Сказка оканчивается грустно для деда и бабы. За что они наказаны? Как ты думаешь, это справедливо? Давай попробуем придумать такое продолжение сказки, в котором все были бы счастливы.
Воспитатель выслушивает варианты детей.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и на листе бумаги, разделённом на три части, нарисовать рисунок к каждой части сказки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, с какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто её написал? Понравилась вам сказка?
Дети отвечают. Воспитатель хвалит детей.