Елена Дуппор
Конспект занятия по ознакомлению детей младшего возраста с народным творчеством по мотивам росписи «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1 Формирование у детей навыков наносить элементы узора, используя нетрадиционную технику рисования «ватными палочками»- горошины ; точки, кружочки.
2 Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма; гармонии узора; продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
3 Воспитывать интерес к народным игрушкам, желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей младшего возраста с народным творчеством по мотивам росписи „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Материал: Кукла Алена в народном костюме «Дымковской барыни», Корзинка с дымковскими игрушками, таз с водой, песком и глиной, гуашь, ватные палочки, лекало бумажной лошадки.
Иллюстрации: Дымковские игрушки.
• Активизация словаря: глиняные, деревянные, пластмассовые, конь, барыня, индюк.
• Обогащение словаря: умельцы, дымковская, мастера, роспись, горошина, точка.
Предварительная работа:
• Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла;
• Рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.
Раздаточный материал: (на каждого ребенка)
• силуэт коня
• изобразительные материалы: (краски гуашевые, кисточка, ватная палочка, вода, клеенка, салфетка)
Ход занятия:
1– я часть: Познавательно-коммуникационная деятельность «История дымковской игрушки».
Привлекаю внимание детей.
- Ребята посмотрите, что я для вас сегодня принесла:
(на столе стоит таз с водой, песком и с глиной)
Рассматривание и экспериментирование с материалами.
В: что это? (песок); где мы с вами встречаем его? (в песочнице, на улице); для чего нужен песок? (играть, посыпать дорожки, лепить, делать пирожки); песок какой? (желтый, коричневый, сухой, сыпучий….); а если мы в него воду нальем, какой песок станет? (мокрый, вязкий, липкий, ….);где берут песок (добывают в земле).
А еще я вам новый материал принесла, это глина, она похожа на пластилин, но это природный материал, который тоже добывают в земле. Из него можно лепить разные вещи, например игрушки, посуду и даже горшочки для цветов. (показ иллюстраций ; при этом воспитатель лепит птичку, а затем чашечку).
Стук в дверь.
В: А, кто это к нам пожаловал.
Входит кукла Аленка в народном костюме, и приносит коринку с глиняными игрушками.
В: Алена какая ты сегодня нарядная, и куда ты так нарядилась.
Алена: Да, я нарядилась на ярмарку, и взяла с собой игрушки. Ребята, что это? (игрушки) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках?
- Эти игрушки сделаны из глины. Из чего сделаны игрушки? (из глины)
- В далёкие времена не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше? (умельцы). Всем мальчикам и девочкам нравилось играть с такими игрушками.
- Заводов по изготовлению игрушек раньше не было. Игрушки делали сами люди. Они их делали из дерева и глины (показываю).
- С деревянной игрушкой мы уже знакомились. Как она называется? (Матрешка)
- Из чего в далёкие времена делали игрушки? (дерева, глины).
- Глину, как и дерево, всегда можно найти. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.
- Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера.
- Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали.
- Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.
В: (достает барыню)Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
(достаю оленя)
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
(Достаю индюка) Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Расставляю игрушки на столах, дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают. Даю возможность детям подержать в руках, рассмотреть, при рассматривании обращаю внимание на тяжесть игрушки, ее деталях, элементах росписи.
- Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки).
- Какого цвета? (ответы детей).
- Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки. С тех пор прославляет Россию «Дымковская игрушка», гости приезжающие в нашу страну покупают ее на помять и везут в свою страну как сувенир на память.
Предлагаю отгадать загадку об одной из дымковских игрушек :
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь) - Сейчас мы с вами оправимся в путешествие на коне в мастерскую дымковской игрушки.
Физкультминутка:
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
2– я часть: Продуктивная деятельность «Роспись дымковского коня»
- Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки?
- Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
- Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.
Рассматриваем игрушки. Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми, какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой на листе прорисовываем круг, полоску, точки. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи.
Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогаю тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ произвожу на своём листе. Слежу за осанкой детей.
- Из ваших работ мы будем оформлять выставку «Веселая дымковская ярмарка». Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
(Дети любуются на выставку своих работ)