Христина Таранкова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»
Цель: исследовательской деятельности способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворитель).
Задачи:
Образовательные: формирование у детей представлений о свойствах воды;
- уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Воспитательные: формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.
Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», чтение пословиц о воде.
Материал и оборудование: плакат, «Капелька» пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, значки-капельки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку. Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю.
- Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Дети: Да
- Скажите, зачем нам нужна вода?
Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.
Воспитатель. Правильно. Молодцы.
- А кому еще нужна вода?
Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.
- Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.
Ни одно живое существо не может жить без воды.
Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
- Да!
Основная часть:
Воспитатель. Представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.
- Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.
Опыт № 1 «Вода прозрачная»
Воспитатель. Ребята, перед каждым из вас слева стоит стакан с водой, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?
Дети. Камни упали на дно.
Воспитатель. А камни видны в воде?
Дети. Да, мы их видим.
Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?
Дети. Потому что вода прозрачная.
Воспитатель. Правильно, вода прозрачная. Молодцы.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса»
Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети. У нее нет вкуса.
Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар).
Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.
Какая вода стала на вкус?
Дети. Вода стала сладкая.
Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?
Дети. Сахар.
Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы.
Физ. минутка.
Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем ш-ш
Руки моем с-с
Щеки моем, шейку трем
И водичкой обольем.
Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.
Опыт № 3 «У воды нет запаха».
Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
Дети. Да!
Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.
Воспитатель. Скажите, вода имеет запах?
Дети. Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?
Дети. Вода пахнет лимоном.
Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?
Дети. Сок лимона растворился.
Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде и вода приобрела запах.
Опыт № 4 «Вода растворитель».
Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите в воду.
Что произошло с водой?
Дети. Вода изменила цвет.
Воспитатель. Каким цветом стала вода?
Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.
Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?
Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней растворилась. Молодцы.
- Ребята, вам понравилось быть волшебниками?
Дети. Да!
Заключительная часть.
Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке о чем мы говорили?
Дети. Мы сегодня говорили о воде.
Воспитатель. Зачем нам нужна вода?
Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.
Воспитатель. А кому еще нужна вода?
Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.
Воспитатель. Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте вспомним какие свойства имеет вода?
Дети: вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, вода является растворителем.
Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - “капелек”.
Дружите с ними и берегите их!