Папки-передвижки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Илона Сога
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила: Сога И. А.

2021 год

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченной водой и ложки, 2 яйца, лупы, одноразовые стаканы, трубочки, тарелки с солью для рисования.

Предварительная работа

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»

• Просмотр презентации «Где и как добывают соль»

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная)

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская «Рисуем с помощью соли»

• Наблюдение «Как мама использует соль?»

Ход занятия

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся,

Улыбнемся, подмигнем.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж ребята, начинаем!

В: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка. На ней даже адрес: город Севастополь, детский сад № 39, старшая группа «Радуга».

Значит это нам. Давайте откроем ее и посмотрим, что там лежит. Какие-то мешочки… Давайте мы с вами потрогаем мешочки. Какой на ощупь ваш мешочек? А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек – чтоже это может быть? А тут еще и письмо есть. Давайте его прочитаем.

Дорогие ребята, я великий волшебник. Чтобы узнать что я там спрятал, нужно отгадать мои загадки. А еще вам предстоит стать великими ученными. Я знаю что вы все любите узнавать много нового и интересного. Желаю вам удачи!

В: Дети, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках?

Без нее, ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища, несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну конечно, это … (соль)

Молодцы! Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?» ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли невкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Без воли – силы нет, без соли вкуса нет.

Без соли и стол кривой.

Без соли и хлеб не естся.

Презентация «Как добывают соль» - А вы хотите узнать как люди стали добывать соль?

Презентация «Добыча соли и ее применение»

Наша планета очень богата солеными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась и соль кристаллизировалась. И образовывались горы.

Еще способ добычи соли – выпаривать морскую воду до тех пор, пока на ее поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

В: - Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным, и растениям.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: Соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью снежные дорожки и лед. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы…» (с мешочком соли, передают и говорят)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жаренную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных и растений

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, ее используют для приготовления пищи.

«Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала смотри, а потом повтори

5. Выполнили – положили на место.

И так, внимание.

Опыт №1: «Из чего состоит соль»

В: перед вами тарелочка с солью. Давайте мы ее рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о ее внешнем виде? (соль похожа на порошок)

В: действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь рассмотрим соль в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод% соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на нее сухой ложкой, что мы услышали? (Хруст) Хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль ее кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3 «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

В: значит соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт № 4 «Соль растворяется в теплой воде быстрее чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (теплая вода/ холодная вода)

- Молодцы! Верно! В каждый стакан положите по 2 ложки соли, размешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее, в теплой или в холодной? (в теплой соль растворилась быстрее) Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: соль растворяется в воде, в теплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт №5 «Плавающее яйцо»

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже соленая? (Нет, в речке вода пресная)

В: верно, молодцы. А вы знаете, что в соленой воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да)

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с соленой водой, что вы видите? (Яйцо не тонет)

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло)

Какой сделаем вывод?

Вывод: в соленой воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит в соленой воде легче плавать.

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый – несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

А сейчас я хочу пригласить вас обратно в лабораторию, и хочу показать еще для чего люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа

Насыпьте в тарелочку по ложке соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами – цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на 2 команды, каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

В: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли.

- Посмотрите, перед вами тарелки с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью.

«Погружаем пальчик в соль,

На соли рисуем красивый узор»

Утром рано я проснусь, Посмотрю — и засмеюсь, Ведь в моё оконце Ярко светит … (Солнце)

Белые овечки по небу гуляют. Соберутся в стаи- солнце закрывают… (Облака)

Дарят радость, аромат,

В лепестках их весь наряд,

С весны до осени цветут,

Пыльцу всем пчелкам раздают (Цветы)

Как красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? (соль – это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека) Давайте вспомним и скажем откуда берется соль? (соль – люди добывают из морской воды)

- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)

Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество – ЙОД

Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только в приготовлении пищи.)

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Вы были хорошими ученными, молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группе Тема: «Чудо-магнит». Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты с мукой»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты с мукой» Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: Расширять и уточнять знания детей.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группе Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 18:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Илона Сога в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД