МААМ-картинки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Илона Сога
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила: Сога И. А.

2021 год

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Темочки:

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченной водой и ложки, 2 яйца, лупы, одноразовые стаканы, трубочки, тарелки с солью для рисования.

Предварительная работа

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»

• Просмотр презентации «Где и как добывают соль»

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная)

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская «Рисуем с помощью соли»

• Наблюдение «Как мама использует соль?»

Ход занятия

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся,

Улыбнемся, подмигнем.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж ребята, начинаем!

В: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка. На ней даже адрес: город Севастополь, детский сад № 39, старшая группа «Радуга».

Значит это нам. Давайте откроем ее и посмотрим, что там лежит. Какие-то мешочки… Давайте мы с вами потрогаем мешочки. Какой на ощупь ваш мешочек? А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек – чтоже это может быть? А тут еще и письмо есть. Давайте его прочитаем.

Дорогие ребята, я великий волшебник. Чтобы узнать что я там спрятал, нужно отгадать мои загадки. А еще вам предстоит стать великими ученными. Я знаю что вы все любите узнавать много нового и интересного. Желаю вам удачи!

В: Дети, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках?

Без нее, ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища, несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну конечно, это … (соль)

Молодцы! Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?» ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли невкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Без воли – силы нет, без соли вкуса нет.

Без соли и стол кривой.

Без соли и хлеб не естся.

Презентация «Как добывают соль» - А вы хотите узнать как люди стали добывать соль?

Презентация «Добыча соли и ее применение»

Наша планета очень богата солеными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась и соль кристаллизировалась. И образовывались горы.

Еще способ добычи соли – выпаривать морскую воду до тех пор, пока на ее поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

В: - Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным, и растениям.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: Соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью снежные дорожки и лед. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы…» (с мешочком соли, передают и говорят)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жаренную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных и растений

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, ее используют для приготовления пищи.

«Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала смотри, а потом повтори

5. Выполнили – положили на место.

И так, внимание.

Опыт №1: «Из чего состоит соль»

В: перед вами тарелочка с солью. Давайте мы ее рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о ее внешнем виде? (соль похожа на порошок)

В: действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь рассмотрим соль в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод% соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на нее сухой ложкой, что мы услышали? (Хруст) Хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль ее кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3 «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

В: значит соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт № 4 «Соль растворяется в теплой воде быстрее чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (теплая вода/ холодная вода)

- Молодцы! Верно! В каждый стакан положите по 2 ложки соли, размешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее, в теплой или в холодной? (в теплой соль растворилась быстрее) Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: соль растворяется в воде, в теплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт №5 «Плавающее яйцо»

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже соленая? (Нет, в речке вода пресная)

В: верно, молодцы. А вы знаете, что в соленой воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да)

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с соленой водой, что вы видите? (Яйцо не тонет)

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло)

Какой сделаем вывод?

Вывод: в соленой воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит в соленой воде легче плавать.

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый – несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

А сейчас я хочу пригласить вас обратно в лабораторию, и хочу показать еще для чего люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа

Насыпьте в тарелочку по ложке соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами – цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на 2 команды, каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

В: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли.

- Посмотрите, перед вами тарелки с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью.

«Погружаем пальчик в соль,

На соли рисуем красивый узор»

Утром рано я проснусь, Посмотрю — и засмеюсь, Ведь в моё оконце Ярко светит … (Солнце)

Белые овечки по небу гуляют. Соберутся в стаи- солнце закрывают… (Облака)

Дарят радость, аромат,

В лепестках их весь наряд,

С весны до осени цветут,

Пыльцу всем пчелкам раздают (Цветы)

Как красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? (соль – это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека) Давайте вспомним и скажем откуда берется соль? (соль – люди добывают из морской воды)

- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)

Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество – ЙОД

Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только в приготовлении пищи.)

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Вы были хорошими ученными, молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группе Тема: «Чудо-магнит». Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты с мукой»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты с мукой» Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: Расширять и уточнять знания детей.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группе Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 18:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Илона Сога (УИ 2639632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД