Ярышева Юлия
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения;
- пополнять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д. ;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать у детей инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал: макеты вулканов для каждого воспитанника, поддоны, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость; блокноты для фиксаций наблюдений, цветные карандаши; стаканчики, чайные ложки, пипетка.
Технологии: игровые, экспериментирование, здоровьесберегающие (физкультминутка, мультимедийные (презентация)
Оборудование: ноутбук, проектор, призентация «Вулканы», макеты вулканов.
Предварительная работа: знакомство с глобусом, беседа «Что такое глобус?», рассматривание модели Земля на карте.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем
Здравствуй небо голубое (руки в верх)
Здравствуй солнце золотое (руки прямо)
Здравствуй матушка земля (поклон)
Здравствуйте мои друзья (широко расставить руки)
подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день.
Воспитатель: Проходите, ребята, на стульчики.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется? (Земля)
Воспитатель: - Верно.
Воспитатель: - Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.» (географическая карта). (Слайд №1)
Воспитатель: - Дети, что изображено на карте? (Наша Земля)
Воспитатель: - Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом? (моря, океаны, реки)
Воспитатель: - А зеленым, желтым, коричневым. (Суша, пустыни, горы)
Воспитатель:- Ребята, а что же такое горы? (Это высокие холмы) (Слайд № 2) Воспитатель:- А из чего состоят горы (из камней)
Воспитатель:- Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате образуются острова, горы.
Воспитатель:- На Земле, ребята, есть и необычные горы.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Воспитатель:- Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами. (Слайд № 3)
Воспитатель: Когда вулканы спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул (аудиозапись) из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие.
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул -
(Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул.
(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож? (Похож на пирамиду, конус.)
Воспитатель: - Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Давайте рассмотрим вершину вулкана, на что она похожа?
- Верно, вершина вулкана похожа на большую яму, воронку. Эта часть вулкана называется кратер. В кратере вулкана имеется жерло, которое уходит глубоко под землю. Огненная масса, выходящая из вулкана называется лавой. (Слайд № 4)
Раскалё нная магма в магматическом очаге напоминает дрожжевое тесто: она увеличивается в объёме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто, приподнимая крышку кастрюли и вытекает, через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность.
Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которая долго тряслась в рюкзаке, то из неё хлынет фонтан пены и брызг. (показать) Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который и выталкивает её содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное.
Есть ребята живые вулканы (действующие) (Слайд № 5, они и не думают претворятся спящими. Они дымят не переставая и время от времени из них вылетают камни, пепел и вытекает лава.
есть спящие
- Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Воспитатель: есть мертвые.
- Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время.
А также вулканы бывают наземные и подводные. (Слайд № 6)
Извержение вулкана очень опасно для людей, раскаленная лава разрушает здания и сжигает все на своем пути. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. (Слайд № 7)
Воспитатель:- А сейчас я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.
- “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель: - Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Воспитатель: - Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. (Слайд № 8)
- С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.
Воспитатель: я принесла вам макеты вулканов. Но все они у нас спящие. И сейчас мы с вами оживим их.
Чтобы оживить батюшку вулкана мы с вами должны превратиться в экспериментаторов и отправиться в лабораторию.
Но сначала нужно вспомнить правила работы в лаборатории и одеть специальную защитную одежду.
1. Правило: в лаборатории запрещается пробовать вещества на вкус.
2. Правило: после проведения эксперимента тщательно вымыть руки с мылом.
Помните! Все опыты можно проводить только под контролем и по указанию взрослого. (дети одевают специальную одежду)
Воспитатель: - Проходите в нашу лабораторию.
Опыт № 1
Воспитатель: Итак,ребята, чтобы оживить вулкан нам понадобится сода, жидкость для мытья посуды, краска и уксус.
- Ребята первый опыт проведу я сама, а вы внимательно смотрите и запоминайте.
- Для первого опыта нам понадобиться три чайных ложки соды (в стаканчике под №1, две чайных ложки моющего средства (в стаканчике под №2, одна чайная ложка красной краски
- Внимательно следите за моими действиями. Перемешиваю аккуратно. После чего содержимое выливается в жерло вулкана. Затем аккуратно добавляем немного уксуса (в бутылке). Уксусная кислота – это жидкость с резким запахом с ней нужно работать очень аккуратно. Я вам помогу.
Воспитатель:- Ребята, кажется наш вулкан оживает!
Воспитатель:- Что вытекает из вулкана? (Лава)
Воспитатель: - Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с вами еще раз проговорим что за чем смешиваем.
Хотите попробовать повторить этот опыт сами. Приступаем.
Опыт № 2
Воспитатель: - Ребята, как я уже сказала, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.
- Хотите посмотреть, как это происходит?
- Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Ребята, а вам понравилось занятие?
Что понравилось больше всего?
Какую фигуру напоминает вулкан?
Что извергается из вулкана?
Чем опасны вулканы?
Как называют людей, которые изучают вулканы?
Для чего они это делают?
Ребята давайте подведём итог почему же извергаются вулканы.
Молодцы, все запомнили, а сейчас я предлагаю вам нарисовать вулкан. (Слайд 9) Дети рисуют, и по ходу рассказывают где вершина, кратер, лава и тд
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Литература.
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128 с.
2. статья Ягуповой Н. В. Сайт planetadetctva.ru
3. статья Тюляковой С. А., Зайцевой О. С. Сайт www.maam.ru
Анализ занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Ярышевой Юлии Ивановны
Тема занятия : «Извержение вулкана»
При планировании НОД поставила следующую цель и задачи:
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения;
- пополнять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д. ;
Развивающие:
- развивать у детей инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.
При решении поставленных задач, я пришла к ожидаемым результатам:
- 100% детей на занятии были ознакомлены с природным явлением вулкан и причиной его извержения;
- у 80 % детей пополнился словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д. ;
-5 детей проявляли инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
- у 95% детей проявлялась любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.
В опытно- экспериментальной деятельности принимало участие 6 детей.
НОД проводилась в старшей общеобразовательной группе.
В процессе НОД реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей
«познавательное развитие» (расширение знаний о вулканах, проведение опыта) .
«социально- коммуникативное развитие» (дети участвовали в общей беседе, слушали, старались не перебивать своего сверстника, обращались за помощью, выражали доброжелательность, сопереживали).
«физическое развитие» (физкультминутка, также я постоянно следила за посадкой детей, их осанкой)
«речевое развитие» (дети упражнялись в речевом общении, взаимодействии со сверстниками и воспитателем, отвечали на вопросы,
«художественно-эстетическое развитие» (рисование вулкана)
Структура соответствовала поставленным задачам. НОД построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Объем предложенного материала был достаточным для усвоения детьми, соответствовал возрастным возможностям детей. Я обеспечивала доступность и научность информации. Материал излагала эмоционально. При выборе НОД и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей и уровни их развития.
НОД состояло и трех взаимосвязанных частей: организационная, основная и заключительная. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали присутствующих и друг друга, что создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятие «незнакомых» людей.
Вторая часть занятия содержала загадку, которая подготовила детей к теме занятия и организовала их произвольное, направленное внимание на просмотр презентации о вулканах, в ходе которой дети получали новые знания. Применяя такой прием, я развивала у детей умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности. На данном этапе были даны знания детям о вулкане и его причинах его извержения.
Пополнила словарь детей новыми понятия – потухшие, действующие, уснувшие и т. д.
Также во второй части происходила опытно-экспериментальная деятельность. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети проводили опыты, старались выполнять инструкции, формировали навыки самоконтроля при оценке своих выводов. Они взаимодействовали с другими детьми: договаривали, дополняли друг друга.
Во время проведения НОД использовала ЗСТ в виде физкультминутки с целью смены статичных и динамичных поз.
В третьей заключительной части прошло обсуждение, объяснение выводов по опытам и оценок, в соответствии с выполнением и инструкцией воспитателя.
Для решения задач были использованы следующие методические приемы:
• Словесный (вопросы, объяснение, беседа).
• Наглядный (ИКТ).
• Практический (опыты).
На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности.
Были использованы индивидуальная, фронтальная формы организации детей.
Длительность занятия соответствовала установленным нормам.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т. д. Так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных.
Если возникала необходимость, оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
В процессе занятия дети были активны, отвечали на вопросы, у них сохранялся интерес к новому материалу, они были внимательны и отвечали на вопросы, эмоционально реагировали на используемые методы и приемы.
ВЫВОДЫ: Поставленные задачи и ожидаемые результаты реализованы в полном объеме, цель достигнута. Занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. В целом занятие прошло хорошо.