Оксана Михайлова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе
«Увлекательное путешествие»
Цель:
- закрепление знаний детей о состоянии воды в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха и цвета.
• Помочь освоить элементы экспериментирования.
Развивающие:
• Развивать и закреплять представления о воде, её использовании.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Увлекательное путешествие“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развивать умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
• Развивать познавательную активность.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
• Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
• Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Словарная работа: прозрачная, бесцветная
Материал и оборудование:
Мультимедиа, стаканчики, сок, трубочки, банка с водой.
Текст физкультминутки, аудиозапись звука дождя.
Кулончики-капельки.
Предварительная работа:
• Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
• Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.
Ход занятия:
I часть – Организационная
Упражнение «Разные настроения» (дети стоят в кругу).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение?
(радостное, весёлое).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте… что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях
(в мойке включить кран, на нём знак капли).
Но почему Капелька такая печальная? (печальная капелька). Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей)
II часть – Основная
Воспитатель: Ребята, из чего состоит капелька и где она живет?
(Состоит из воды и живет в воде).
- А где можно встретить воду?
(разные ответы детей)
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям).
Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вода нужна, чтобы поливать грядки, кусты, чтобы был хороший урожай.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками.
Давайте с вами пройдем по группе и найдем то место, где живут сестрички Капельки.
Подходят к природному уголку: Для чего мы сюда подошли?
Дети: Вода нужна цветам, они живые, без воды засохнут, завянут. (Приклеивают большую капельку)
Воспитатель: Где еще живут сестрички Капельки?
Дети: В кране, в раковине.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Чтобы мыть посуду.
(Приклеивают большую капельку)
Воспитатель: А ещё где - нибудь могут жить Капельки?
Дети: В игровом уголке.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду.
(Приклеивают большую капельку)
Воспитатель: Обратите внимание. Что вы видите на столе?
Дети: Чайник с водой.
Воспитатель: Для чего чайник?
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её попить.
(Приклеивают большую капельку)
Воспитатель: А еще где можно найти сестричек Капелек?
Дети: В туалетной комнате.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку)
Воспитатель: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.
Мультимедиа (иллюстрации о растениях, об использовании воды людьми)
Игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель: Дети, когда есть вода, это хорошо или плохо? Почему?
Дети: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т. д.
Воспитатель: А когда бывает, что вода - это плохо?
Дети: наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т. д.
Рассказ о правилах безопасности с водой и на воде:
Воспитатель: Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай? (Горячей водой можно обжечься).
Можно ли ходить к воде одному без взрослых?
(В водоёмах можно утонуть).
Включать горячую воду?
(Можно ошпариться, обжечься)
Физминутка:
А вы знаете, что наша Капелька очень любит играть.
(ответы детей).
Сейчас поиграем.
Раз, два, три, повернись, в капельки превратись
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь.
(звучит аудиозапись со звуками дождя)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
(дети прыгают)
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(дети объединяются в одну цепочку)
А из реки попали в большой океан.
(дети перестраиваются в хоровод)
Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
Раз, два, три, повернись, в ребяток превратись
(дети рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя)
Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе?
(ответы детей).
А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов, и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе.
Опыт № 1. Определение цвета воды.
Воспитатель: Дорогие ребята! Как настоящие учёные мы с вами будем проводить опыты с водой.
Для опыта нам потребуется стеклянная банка. Нальём в банку холодную водопроводную воду. Посмотрим сквозь воду в банке на наши игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?
Воспитатель: Какие игрушки вы видите?
Воспитатель: Хотя вода немного искажает их форму, но игрушки видно хорошо. Что мы можем сказать о воде? Какая она?
Дети: Чистая вода, прозрачная!
Правильно, прозрачная - это значит, что через нее все видно.
В банку мы воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с вами установили –
Чистая вода – прозрачная!
Воспитатель: Посмотрите, Капелька уже улыбается. Она много о себе уже узнала.
Опыт № 2. Определение вкуса воды.
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус?
(вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус?
(Вода безвкусная. У нее нет вкуса.)
Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с вами установили –
Чистая вода – безвкусная!
Опыт № 3. Определение запаха воды.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет?
(ответы детей)
Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет?
(разные ответы детей).
Чем пахнет чистая вода? Правильно. Ничем! Можно сказать, что у чистой воды нет запаха.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с вами установили –
Чистая вода – не имеет запаха!
Опыт № 4. Определение цвета воды.
А сейчас мы с вами определим, какого цвета вода?
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные полоски бумаги. Возьмите стакан с холодной водой и будем по очереди сравнивать цвет воды в стакане с цветом полосок. Для этого каждую полоску поднесём к стакану с водой.
С какой из полосок совпадает цвет воды? Правильно! Ни с одной! Значит - чистая вода не имеет цвета, вода бесцветна!
Ребёнок читает стихотворение
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Тем вода приметная,
Что она бесцветная!
III часть – Итоговая
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, помогли мы Капельке узнать о себе? Что же она узнала?
Дети: Кому и для чего нужна вода, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
Воспитатель: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу работу. Мне очень понравилось, как вы помогли Капельке, она стала такая весёлая и счастливая!