Евгения Попова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
по опытно-экспериментальной деятельности
с использованием ИКТ
в старшей группе
«Обыкновенная необыкновенная соль»
Подготовила:
Воспитатели:
Попова Евгения Борисовна
Цель: Систематизировать представления детей о соли и её свойствах.
Образовательные задачи:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе „Обыкновенная необыкновенная соль“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.
- уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека.
Развивающие задачи:
- развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задать интересующий вопрос;
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- развивать наблюдательность детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира4
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Словарная работа:
- обогащать словарь детей словами: «вещество», «растворять», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая»
Оборудование: соль (поваренная, морская, одноразовые стаканы, ложки, яйца, прозрачные емкости, вода, салфетки, мешочки с солью, паралоном, песком и камушками.
Предварительная работа: рассматривание картинок, связанных с применением соли; показ презентации, как и где добывают, для каких целей и где используют.
Ход занятия.
1. Организационный момент проходит в спальне
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся,
Улыбнемся, подмигнем
И к гостям здороваться пойдем!
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку и, отгадав её, вы узнаете тему нашего с вами занятия.
Загадка:
На столе стоит всегда,
Внешне белая она.
И на вкус невкусна:
Но в пищу каждому нужна.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались? Ну, конечно, это … соль!
Загадывают 2 ребенка.
Ну что же, молодцы, пройдемте в группу на свои места и начнем занятие.
Вдруг - в группе шум (лопаем шар).
Воспитатель: Что же случилось? Почему шум? Идем проверим!
(Дети входят в группу, а в группе их встречает ученый. Знакомятся с ученым.)
Воспитатель: Вы только посмотрите, ребята, наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые)
Разве мы сегодня не будем проводить занятие, профессор?
Воспитатель, переодетый в профессора: Сегодня я хочу провести с вами, ребята, эксперименты и научные исследования, если вы, конечно, не против. Но в моей лаборатории нельзя бегать и шуметь! Принимаете такие условия?
2. Основной этап.
Профессор: Ох, ребята, совсем я стал забывать все на свете. У вас тема-то соль? Пока никто не знает про мои проблемы с памятью, напомните мне, что же это за соль такая!
Что такое соль? (минерал, вещество, полезное ископаемое)
Откуда она берется? (моря и океаны, горные месторождения)
Какая бывает соль? (поваренная, каменная, косметическая)
Для чего нужна и где встречается? (кулинария, маринование, посыпка улиц во время гололеда, для здоровья человека, животным в лесу и т. д.)
Воспитатель: Давайте немного поиграем! (показ презентации-игры «Убери лишнее»)
Ну что, ребята, мы с минуты на минуту превратимся в ученых и начнем эксперименты с солью. Но мало выглядеть как ученые, нужно еще знать правила, которые соблюдаются в лаборатории. Подойдите к столу. Перед вами карточки с картинками, на мольберт прикрепите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а на столе оставьте – что нельзя (перед детьми картинки, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, задавать вопросы. Задача детей разложить их в 2 группы. Карточки «нюхать» и «пробовать» окажутся между двумя группами нужно объяснить детям, что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).
Хорошо, теперь, профессор, мы можем приступать к экспериментам?
Профессор: Да, конечно!
Опыт № 1 (проводит один из воспитателей)
Перед вами поваренная, морская соль и соль для ванны (на столе баночки с солью).
Отдельно остановимся на поваренной соли. Внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать соль.
Какого она цвета? (белая)
Какую имеет структуру? На что похожи ее частички? (на кристаллы)
Возьмите баночку с солью и поднесите ее к носу. Имеет ли соль запах?
Наберите соль ложечкой и попробуйте высыпать обратно в баночку. Какая соль? Сыпучая или несыпучая?
Перед вами стаканчик с жидкостью. Предлагаю вам попробовать маленький глоток и ответить, что за вещество у вас в стаканчиках. Что вы попробовали? (воду). Имеет ли она вкус? (нет)
Теперь проведем эксперимент – попробуем растворить соль в воде. Погружаем в ложечке небольшое количество соли в стакан с водой и размешиваем. Смотрим, растворилась соль или нет. (соль исчезла, растворилась)
Пробуем воду на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (безвкусной) Какой вывод делаем? (соль, растворившись, сделала воду соленой).
Опыт № 2 «Плавающее яйцо» (проводит один из воспитателей)
Воспитатель: Разрешите, профессор, следующий опыт провести мне с нашими коллегами-учеными?
Перед детьми стаканы с водой и контейнеры с 2 яйцами. Опустите 1 яйцо в первый стакан.
Воспитатель: Что вы видите? (яйца опустились на дно)
Воспитатель: А теперь в другой стакан насыпьте соли и размешайте. Опустите другое яйцо. Что видите? (яйца всплыли)
Как вы думаете, почему яйца ведут по–разному в банках с водой? (предположения детей).
Вывод делают дети: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Воспитатель: Коллеги, прошу всех выйти из лаборатории и немного размяться! Профессор, вам тоже не помешает.
Физминутка проводится в спальне
Соли в речку брошу я –
(имитируют движения щепотками пальцев)
Выйдет море у меня.
(качают руками над головой, изображая волны)
Чайки в небе закричат,
(машут руками как птицы)
Черепахи зашуршат.
(скользящие движения руками)
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
(плавные движения руками)
Соли в речку брошу я –
(имитируют движения щепотками пальцев)
Выйдет море у меня.
(качают руками над головой, изображая волны)
Только где бы по пути
Столько соли мне найти?
(шагают на месте, разводя руки в сторону)
Опыт № 3
Воспитатель: предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) наощупь найти мешочек с солью.
Как догадались, что именно в этом мешочке соль? (она хрустит и очень мелкие частички-кристаллы)
Воспитатель: А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте (картинка – слайд)
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он, мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Воспитатель: Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон.
Что легче? (поролон).
Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело)
• Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду.
• Что происходит с солью? (она растворилась).
• Теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде.
• Проверьте, что тяжелее мешочки с солью или поролон?
• Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть.
• Почему? (соль в мешках растворилась).
• Какому ослику было плыть тяжело?
• Почему? (поролон впитал воду).
• Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой.
• Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
3. Заключительный этап. Рефлексия
Воспитатель: А ещё на соли можно рисовать, как на песке. Сейчас я приглашаю вас пройти в художественную мастерскую, где вы будете рисовать палочками картины (дети проходят за другие столы) Но перед тем, как начать рисовать, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим
(берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмем-жмем
(сгибание и разгибание кистей)
Профессор: При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
• не трогать руками глаза;
• если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Воспитатель: Итак, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
- «Появился во дворе.
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной,
у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык,
наш приятель (снеговик). (дети рисуют снеговика)
- «Ёжик на неё похож,
листьев вовсе не найдёшь,
как красавица стройна.
И на новый год важна (ёлка) дети рисуют ёлку.
- С неба падают зимою
и кружатся над землёю.
Лёгкие пушинки,
белые (снежинки) (дети рисуют снежинки).
Как красиво у вас получается!
Рефлексия (воспитатель уходит в раздевалку лопает шарик, пока профессор подводит итоги)
Профессор:
• Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?
• Какие свойства у этого вещества?
• Чем мы занимались?
• Что было вам трудно?
• А что было легко? Что нового узнали? Чему научились?
Шарик лопается. Дети оборачиваются. Профессор хватается за голову, вспоминая, что оставил в другой лаборатории своих учеников и, прощаясь с детьми, убегает.
Воспитатель: Замечательные опыты мы сегодня провели. Много нового узнали. Прощаемся с гостями и можем еще порисовать узоры на соли, помня правила работы с солью.