Екатерина Архипова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудесная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудесная вода»
Цель: Совершенствовать представления различных свойствах воды в процессе экспериментального опыта с водой; расширять представления детей об окружающем мире.
Образовательные задачи: Расширение представлений о воде, её свойствах через опытно – экспериментальную деятельность; сформировать понятие о её роли в живой природе и жизни человека.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Чудесная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитание и развитие навыков сотрудничества, помощи, отзывчивости; сформировать положительный настрой на занятие; повышение любознательности; формирование бережного отношения к природе и окружающему миру; воспитание исполнительности; стремления доводить начатое дело до конца; сформировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе.
Развивающие задачи: Развитие связной речи; фонематического слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики; наблюдательности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Активизация словаря: вода; эксперимент; свойства воды, отражение, растворитель.
Методы, приемы: игровой, наглядный, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, эксперимент.
Развивающая предметно-пространственная среда: вода в пластиковой ёмкости, глобус, прозрачные стаканчики и баночки разных форм, геометрические фигуры, сахар, соль, акварельные краски, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало.
Предварительная работа:
• Провести короткую беседу с детьми о значении воды;
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Мойдодыр» К. И. Чуковского
• Чтение сказки «Капельки на листочках»
• Дидактическая игра «Как течёт ручеёк»
• Познавательная игра «Форма воды?»
• Просмотр презентаций на тему: «Как и зачем нужно беречь воду»
Ход занятия
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Загадка:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь -
В руках не унесёшь. (Глобус)
Воспитатель:
- Кто знает, что же такое глобус?
- Ребята, как вы понимаете слово модель? (Ответы детей)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Что мы можем увидеть, рассматривая глобус? (Океаны, материки, остова)
- На глобусе, который такой же формы что и наша планета, изображена поверхность Земли. Мы можем увидеть, где расположена суша – метрики, острова, а где вода – океаны, реки, моря и озёра.
- Вода изображена синим цветом, видите как его много?
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Согласились бы с автором такого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
- А теперь расскажите, что вы знаете о воде? Какая она? Какого вкуса? Формы?
- Кому нужна вода? Зачем вода человеку, животным, растениям?
(Слушаем ответы и выводы детей)
Воспитатель фоном включает аудио запись с журчанием речья и читает стихотворение о воде.
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
- Как мы услышали в стихотворении вода необходима всем живым существам на земле, растениям, животным и конечно же людям.
- На нашей планете Земля вода бывает солёной, которая не пригодна для питья, и пресной. Как вы думаете, что такое пресная вода, что вы можете сказать о ней?
- Совершенно верно, пресная вода не имеет соли и её можно пить. Солёная вода в некоторых морях и океанах, её могут пить лишь морские жители. Каких морских жителей вы знаете? (Ответы детей)
- Люди не употребляют солёную воду. Нам подходит только пресная. В городах, где много живёт людей и необходимо большое количество воды, её очищают в специальных предприятиях, делая её чистой и пригодной для употребления. Питьевую воду нужно беречь. Как думаете почему? (Объяснения детей)
- Из-за ухудшения экологии, пресной воды становится всё меньше, поэтому её необходимо беречь. В реки выбрасывается большое количество мусора, они пересыхают и исчезают, глубокие реки превращаются в мелкие ручейки.
Физкультминутка
К ручейку мы подошли (шагаем на месте)
Низко - низко наклонились (наклоняемся вперед)
Потянулись и умылись (делаем движения, будто умываемся)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
А теперь мы так свежи (делаем махи руками)
Дальше мы в поход пошли. (шагаем с высокими коленями)
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, хотели ли бы вы когда-нибудь побыть самыми настоящими исследователями? Сегодня мы с вами будем совершать самые настоящие эксперименты!
- Мы с вами исследуем свойства воды
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по местам.)
- Все готовы приступить к исследованию!
Опыт № 1. Какой формы вода?
На столе лежат фигуры. Воспитатель спрашивает, какой они формы? А вода имеет форму? Для этого возьмём узкую и широкую баночки и нальём в них воду. Видите, вода принимает такую форму, в которую её налили.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Ребята, когда идёт дождь, то мы видим лужи, они широкие и текучие. Но когда вода попадает в ямку, она принимает форму этого углубления. Если дождь идёт над полянкой, вода впитывается в землю, которая становится влажной.
Опыт №2. Вода – растворитель.
Цель: вода принимает тот вкус, какой ингредиент в ней растворён.
- Ребята, какого вкуса вода?
- Если человек испытывает жажду, он пьет много воды. И говорит, какая вкусная вода. Но ведь вода не имеет вкуса, верно?
- Но вода у нас очень необыкновенная, так как принимает тот вкус, какой мы пожелаем. Давайте сейчас превратим воду в сладенькую? Сейчас растворим в воде кубик сахара. Попробуем. Вода стала сладкая. А теперь в другом стаканчике сделаем нашу воду солёной как в океане. Посолили, теперь вода стала солёной.
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, значит, вода является растворителем. Также мы ей можем придать тот или иной вкус.
Опыт № 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а в другом капнем краски. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с краской. Что мы обнаружили?
Вывод: если смотреть через стакан с прозрачной водой, рисунок видно отчётливо, а через стакан с краской не видно. Значит вода прозрачная, то есть не имеет цвета.
Физкультурная минутка
- Делать эксперименты дело не лёгкое. Самое время немножечко подвигаться и отдохнуть.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Опыт № 4. Вода может отражать предметы.
- Ребята приглашаю вас подойти ко мне. Перед нами ёмкость с водой. Давайте посмотрим внимательно на поверхность воды. Что вы в ней увидели (своё отражение)
- Это значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. А теперь проведём по воде, делая её поверхность мутной. Посмотрим сейчас? (изображение стало размытым и отражение исказилось)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Дети читают стихи, каждый по 2 строки.
Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья - воды напиться.
Повсюду, всем вода нужна :
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле…
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
Итог занятия (рефлексия).
- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.
- Как мы должны относиться к пресной воде?
- Какой у воды вкус, цвет, запах?
Список использованной литературы:
1. Дыбина О. В Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. М. : Владос, 2001. 91 с.
2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известия, 2001. 114 с.
3. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. СПБ. : Речь; М. : Сфера, 2011. 69 с.
4. Молодова А. П. Игровые экологические занятия с детьми : Пособие для воспитателей и учителей. Минск: Асар, 2001. 321 с.
5. Шарманова С. Б. Времена года: Организация и проведение дней здоровья экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. Просвещение, 2017. 107 с.