Римма Николаевна Одинцова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казённое образовательное учреждение
Саратовской области,
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом №3 г. Хвалынска».
Открытое занятие
по экологическому воспитанию
в дошкольной группе
на тему: «Золотая осень»
Выполнила воспитатель
5 группы
ГКОУ Саратовской области
для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом №3 г. Хвалынска».
Одинцова Римма Николаевна
г. Хвалынск
2013г.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Золотая осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Открытое занятие на тему : «Золотая осень»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
2. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
3. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
5. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.
Предварительная работа.
– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
– Заучивание стихов об осени.
– Рассматривание пейзажных картин художников.
– Составление гербария из осенних листьев и др.
Оснащение: мультимидийный проектор, листья осенние, ваза сделанная руками детей из природного материала и семян.
Форма проведения: Открытое занятие.
Возрастная категория: 4-6 лет.
Ход занятия
1. Организационный момент:
- Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.
2. Сообщение темы:
- Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе?
-Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья?
Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки, с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.
- А лето, это что?
- Да конечно – это время года.
- А какие времена года вы знаете?
-А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?
А как мы узнаем, что наступила осень? (Ответы детей)
-Да, конечно мы увидим изменения в природе.
Мы украсили нашу группу листочками, потому, что на улице осень и
наше занятие об осени и называется : «Золотая Осень».
3. Актуализация опорных знаний:
Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью.
Игра "Погода осенью"
- Дети, а какая бывает погода осенью :
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Игра: «Осенью». (с мячом)
Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью».
- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы будем играть с нашими листочками.
Физминутка: «Осенние листочки».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние, на веточках сидел, ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).
-Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в букет и поставим в нашу вазу, которую мы сделали из семян и ракушек.
4. Приобретение новых знаний
Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.
Ребята, давным - давно люди стали примечать, что всё в природе происходит не зря, а о чём то нас предупреждает и что то значит. И это всё стали называть приметами. Например, если птицы низко летают, значит будет дождь.
Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни, на дорогу упадет.
Это первая примета, что от нас уходит лето.
А вторая куст малины, в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день, потемнеют облака,
Словно их накроет тень, станет пасмурной река -
Третья верная примета: осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны, лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди пойдут сильные дожди.
Значит, наступила осень.
– Какие приметы осени перечислены в стихотворении?
– А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный)
Воспитатель: Умницы. Я предлагаю вам посмотреть фильм.
Презентация: «Осень золотая»
С давних времен люди складывали стихи, песни, пишут музыку.
Ребята, а как называют людей, которые пишут стихи, …. рисуют картины… музыку?
Не знаете? Тогда слушайте. Стихи пишут – поэты. Картины рисуют художники, а музыку – композиторы.
Слайды (портрет П. И. Чайковского и картины русских художников)
Сегодня, я хочу познакомить вас с композитором П. И. Чайковский. (портрет).
Он создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и называется «Времена года». А, как вы думаете, сколько произведений в этом альбоме? Да, 12. А сколько произведений об осени? Да три. А как вы считаете, как они называются?
Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А сейчас у нас какой осенний месяц.
Правильно – октябрь.
И я вам предлагаю посмотреть картины русских художников под музыку П. И. Чайковского, которая называется Октябрь «Осенняя песня» .
Слушание произведения П. И. Чайковкого «Осеняя песня».
-Какие ощущения у вас возникли, когда вы слушали музыку? Как называется произведение? Кто его написал? (Ответы детей).
Сюрпризный момент.
- Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться.
Воспитатель: - Да, осень бывает прекрасна. (Стук в дверь, заходит Осень)
- Здравствуй, Осень золотая!
Осень : Здравствуйте, мои друзья! Веселья вам и радости!
Все кругом я нарядила, тёмный лес озолотила!
Стало в нем светло, как днем, Листья там горят огнём!
Осень : Ребята, а вы знаете игру: «Осень спросим».
Давайте поиграем.
Дети: - Здравствуй осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла.
- У тебя мы осень спросим : Что в подарок принесла?
Осень : - Принесла, я вам муки
Дети: - Значить будут пирожки.
Осень : - Принесла, я гречки.
Дети: - Каша будет в печке.
Осень : - Принесла вам овощей.
Дети: - И для каши и для щей.
Осень : Яблоки и мёд.
Дети: - На варенье и компот. Ты и яблок, ты и мёду нам в подарок принесла.
- А хорошую погоду нам в подарок припасла?
Осень : - Дождику вы рады?
Дети: Не хотим - не надо.
Воспитатель: А ребята знают стихи про тебя. Ты, наверное устала, сядь, отдохни и послушай стихотворения.
Ребё нок: 1-й: Осень, твой красив убор!
Золотой на нем узор.
Сарафан с цветной каймой,
Разноцветной бахромой.
2-й: Разукрашен листьями
И рябины кистями
А из ягод алых
Бусы, как кораллы!
3-й: Осенью бывают ясные деньки,
Листики порхают, словно мотыльки.
4-й: Нити паутинки на кустах блестят,
Льется на тропинку жёлтый листопад.
Если день прозрачный, ясный
Осень, осень – ты прекрасна!
Осень : Какие вы ребята молодцы! Мне у вас очень понравилось, но мне пора в лес.
У меня ещё много дел в лесу. Обещаю всем вам я, что чудесные подарки ожидают вас, друзья! Спелых яблок вам даю и за все благодарю!
Воспитатель: Спасибо! До свидания Осень.
5. Заключительная часть
Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.
Что нового вы узнали сегодня на занятии? С каким композитором познакомились?
Какое произведение слушали? Что вам понравилось больше всего?
6. Итог.
Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год.
Будем наблюдать изменения в природе на экскурсиях. Будем слушать музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года», рисовать картины.
Ой, ребята, а я ведь забыла про гостинцы от Осени! Да как много, на всех хватит. (Раздаёт яблоки детям).