Ольга Рогочая
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме : «Хлеб- всему голова».
Цель: Дать представление о том, что хлеб — ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди, на получение которого затрачивается много труда.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
1. Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались в станицах при выращивании и переработке хлеба : соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов.
2. Закрепить знания детей о последовательности производства хлеба
3. Обогатить словарный запас детей словами: хлебороб, зерно, колос.
4. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Ход занятия.
В-ль. Ребята, а что сегодня на завтрак вы ели? (ответы детей)
В-ль. Да, ребята, я вязла кусочек хлеба в группу. Мы настолько привыкли к тому, что каждый день у нас на столе хлеб, что даже не задумываемся над тем, откуда к нам приходит хлеб. Какой проделал путь вот этот кусочек? (показывает кусочек булки). Недавно, гуляя во дворе, я увидела мальчика, который ел булку. И тут я заметила, как от этой булки упала большая крошка на землю. Мальчик посмотрел на эту крошку и затоптал ее ногой в грязь. Я задала вопрос мальчику: «А знаешь ли ты, откуда берется хлеб?» Мальчик с удивлением посмотрел на меня и сказал с гордостью? «Да, знаю. Из хлебного магазина. Там мама мне и купила вот эту булку».
Конечно, мне стало очень грустно, и я вспомнила вас, своих воспитанников, подумав при этом: «А как бы вы поступили в этом случае? И что бы вы сказали этому мальчику?»
(ответы детей)
- Воспитатель – А чем славится наш Краснодарский край, наша родная Кубань?
- Воспитатель – на Кубани выращивают богатый урожай, поэтому её называют житницей России, великой труженицей, хлебосольной Кубанью.
- Воспитатель – Верно. Хлеб – это богатство нашей родины, Краснодарского края, нашей Кубани. Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром в народе говорят:
«Земля – матушка, а хлеб – батюшка»;
«Хлеб – это жизнь»;
«Хлеб – всей жизни голова».
- Воспитатель –Счастлив край и весел край
Где хороший урожай.
Ветерок спросил пролетая:
- Отчего ты, ты рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Но не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Ребята, а как называются люди, выращивающие хлеб?
(ответы детей)
- Воспитатель – Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?
Правильно, прежде чем посадить зёрнышко, надо землю вспахать, - Как раньше человек пахал поле?
- Как теперь пашут?
- Что делали после того как поле было вспахано?
(Поле боронили).
-Для чего это надо было делать?
(Чтобы поверхность земли была ровной и гладкой).
Великий день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает – «Трактор пашет, не катает!»
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!
Игра «Расставь карточки по порядку»
Дети рассматривают карточки с изображением последовательности посевной работы. Расставляют по логически правильной цепочке. Доказывают свои ответы.
-Что делали далее? Сеяли Дети рассказывают о севе, кто занимается этим делом, как сеют зерно.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте превратимся с вами в зернышки и поиграем.
в ставайте в круг.
Физминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
- Воспитатель – Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Вот наши зернышки превратились в колоски, а колоски созрели. Ребята, а как хлебороб узнает, что пора убирать урожай?
(ответы детей)
- Воспитатель – Правильно, когда поле станет желтым, золотистым, колос нальется, станет полным, зерно в нем зазвенит, станет спелым, твердым, настанет пора выходить хлеборобам в поле убирать урожай.
Воспитатель: хлеб поспевает. Пора убирать урожай. Как раньше убирали хлеб? Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы, жали колосья серпом
Выставляется картина «Уборка хлеба».
— Сейчас для уборки урожая пользуются разнообразной современной техникой. Какие машины помогают в уборке урожая? (ответы детей)
- Воспитатель
Он идет – волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(комбайн)
А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнер.
Куда увозят очищенные зерна?
Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор На элеваторе его сушат и хранят.
А что нужно сделать с зерном, чтобы получилась мука. мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Мельница».
Воспитатель: Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай!
Воспитатель: Куда увозят муку?
Дети: Муку увозят на хлебозавод. Пекут вкусные булочки, бублики, пирожки, хлеб.
Машины везут муку на хлебозавод. Что пекут из муки? (Хлеб).
Вот каравай белого хлеба и буханка ржаного хлеба. Из какой муки пекут белый хлеб? Из пшеничной. Значит, как можно назвать его – пшеничный.
А черный из какой муки? Из ржаного. Значит можно его назвать ржаной. (Ответы детей) .
Воспитатель: Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб).
Под музыку «Хлеб всему голова» муз. Н. М. Кудрин Слова В. Ф. Бологан входит Казачка в руках у неё на рушнике хлеб.
Казачка. На полях Кубани выращивают много пшеницы. Унас много хлеба на Кубани. Мы рады встречать гостей,угощаем их, принимаем с радостью, поэтому и называют Кубань хлебосольноВерно. Ведь хозяева гостей встречают хлебом с солью, поэтому и звучит слово "хлебосольная".
У нас вКраснодарском крае действительно выращивают богатый урожай пшеницы, подсолнечника, ячменя, овса, свеклы,овощей и фруктов.
Казачка:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
И угощает детей хлебом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, какой трудный путь проходит хлеб, как много труда люди разных профессий вкладывают, чтобы хлеб был у каждого человека в доме.
К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей на Кубани.
Цель: Дать представление о том, что хлеб — ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди, на получение которого затрачивается много труда.
Задачи:
1. Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались в станицах при выращивании и переработке хлеба : соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов.
2. Закрепить знания детей о последовательности производства хлеба
3. Обогатить словарный запас детей словами: хлебороб, зерно, колос.
4. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Ход занятия.
В-ль. Ребята, а что сегодня на завтрак вы ели? (ответы детей)
В-ль. Да, ребята, я вязла кусочек хлеба в группу. Мы настолько привыкли к тому, что каждый день у нас на столе хлеб, что даже не задумываемся над тем, откуда к нам приходит хлеб. Какой проделал путь вот этот кусочек? (показывает кусочек булки). Недавно, гуляя во дворе, я увидела мальчика, который ел булку. И тут я заметила, как от этой булки упала большая крошка на землю. Мальчик посмотрел на эту крошку и затоптал ее ногой в грязь. Я задала вопрос мальчику: «А знаешь ли ты, откуда берется хлеб?» Мальчик с удивлением посмотрел на меня и сказал с гордостью? «Да, знаю. Из хлебного магазина. Там мама мне и купила вот эту булку».
Конечно, мне стало очень грустно, и я вспомнила вас, своих воспитанников, подумав при этом: «А как бы вы поступили в этом случае? И что бы вы сказали этому мальчику?»
(ответы детей)
- Воспитатель – А чем славится наш Краснодарский край, наша родная Кубань?
- Воспитатель – на Кубани выращивают богатый урожай, поэтому её называют житницей России, великой труженицей, хлебосольной Кубанью.
- Воспитатель – Верно. Хлеб – это богатство нашей родины, Краснодарского края, нашей Кубани. Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром в народе говорят:
«Земля – матушка, а хлеб – батюшка»;
«Хлеб – это жизнь»;
«Хлеб – всей жизни голова».
- Воспитатель –Счастлив край и весел край
Где хороший урожай.
Ветерок спросил пролетая:
- Отчего ты, ты рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Но не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Ребята, а как называются люди, выращивающие хлеб?
(ответы детей)
- Воспитатель – Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?
Правильно, прежде чем посадить зёрнышко, надо землю вспахать, - Как раньше человек пахал поле?
- Как теперь пашут?
- Что делали после того как поле было вспахано?
(Поле боронили).
-Для чего это надо было делать?
(Чтобы поверхность земли была ровной и гладкой).
Великий день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает – «Трактор пашет, не катает!»
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!
Игра «Расставь карточки по порядку»
Дети рассматривают карточки с изображением последовательности посевной работы. Расставляют по логически правильной цепочке. Доказывают свои ответы.
-Что делали далее? Сеяли Дети рассказывают о севе, кто занимается этим делом, как сеют зерно.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте превратимся с вами в зернышки и поиграем.
в ставайте в круг.
Физминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
- Воспитатель – Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Вот наши зернышки превратились в колоски, а колоски созрели. Ребята, а как хлебороб узнает, что пора убирать урожай?
(ответы детей)
- Воспитатель – Правильно, когда поле станет желтым, золотистым, колос нальется, станет полным, зерно в нем зазвенит, станет спелым, твердым, настанет пора выходить хлеборобам в поле убирать урожай.
Воспитатель: хлеб поспевает. Пора убирать урожай. Как раньше убирали хлеб? Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы, жали колосья серпом
Выставляется картина «Уборка хлеба».
— Сейчас для уборки урожая пользуются разнообразной современной техникой. Какие машины помогают в уборке урожая? (ответы детей)
- Воспитатель
Он идет – волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(комбайн)
А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнер.
Куда увозят очищенные зерна?
Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор На элеваторе его сушат и хранят.
А что нужно сделать с зерном, чтобы получилась мука. мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Мельница».
Воспитатель: Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай!
Воспитатель: Куда увозят муку?
Дети: Муку увозят на хлебозавод. Пекут вкусные булочки, бублики, пирожки, хлеб.
Машины везут муку на хлебозавод. Что пекут из муки? (Хлеб).
Вот каравай белого хлеба и буханка ржаного хлеба. Из какой муки пекут белый хлеб? Из пшеничной. Значит, как можно назвать его – пшеничный.
А черный из какой муки? Из ржаного. Значит можно его назвать ржаной. (Ответы детей) .
Воспитатель: Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб).
Под музыку «Хлеб всему голова» муз. Н. М. Кудрин Слова В. Ф. Бологан входит Казачка в руках у неё на рушнике хлеб.
Казачка. На полях Кубани выращивают много пшеницы. Унас много хлеба на Кубани. Мы рады встречать гостей,угощаем их, принимаем с радостью, поэтому и называют Кубань хлебосольноВерно. Ведь хозяева гостей встречают хлебом с солью, поэтому и звучит слово "хлебосольная".
У нас вКраснодарском крае действительно выращивают богатый урожай пшеницы, подсолнечника, ячменя, овса, свеклы,овощей и фруктов.
Казачка:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
И угощает детей хлебом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, какой трудный путь проходит хлеб, как много труда люди разных профессий вкладывают, чтобы хлеб был у каждого человека в доме.
К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей на Кубани.