Горячева Светлана Анатольевна
Конспект занятия по окружающему миру «Секреты истории бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ПО ПРОЕКТУ «БАБУШКИН СУНДУК»
Тема: «Секреты истории бабушкиного сундука»
Цель: познакомить детей с прошлым и настоящим такого предмета мебели как сундук, историей его создания и процессом его преобразования. Вызвать интерес к познавательной деятельности и активизировать её.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Секреты истории бабушкиного сундука“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Задачи: Систематизировать и углублять знания детей, развивать ретроспективные взгляды на предметы рукотворного мира, активизировать словарь.
Ход занятия:
Играет музыка, входит Бабушка Рассказушка с сундуком. Дети собираются вокруг неё.
Бабушка : «Здравствуйте, ребята! Вот мы снова встретились. Поехала я в прошлый раз от вас домой, да по дороге уронила свой сундучок – он и сломался. Отдала я его в ремонт, а сегодня вот получила. Дай, думаю, зайду, повидаю ребят. Ох, сяду, отдышусь. Хочу я вам, ребята, рассказать историю своего сундучка. Как вы думаете, сундук, это мебель, жилище или игрушка?»
Ответы детей…
Бабушка : «Правильно! Это мебель. В стародавние времена сундук был самым главным предметом мебели. Он мог исполнять роль стола, стула, кровати. Ну а самое главное его предназначение – это хранение одежды, домашнего обихода и ценностей. Сундук изготавливался чаще всего из дерева и отделывался металлическими деталями. Для того чтобы сундук не могли открыть чужие люди, его закрывали на замок. В богатых домах имелось много сундуков. Они изготавливались разного размера и могли вставляться один в другой, как матрёшки. Сундуки бывают разные. Самый простой называется «короб». Стенки у них были лубяными, а низ – деревянным. Кто знает, что такое «лубяные»?»
Ответы детей… (если дети затрудняются с ответом, бабушка сама рассказывает)
Бабушка : «Другой вид сундука – ларь. В нём хранили зерно, муку и другие сыпучие продукты. А ещё делали рундуки. Рундуки – это различные ящики, в которых на кораблях хранят флаги и личные вещи моряков. Так же называются ящики в поездах под нижними полками, на которых сидят и лежат пассажиры. Богатые сундуки делали резными, украшали их. А коробья расписывали узорами или оставляли как есть».
Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций или видеоматериала.
Бабушка : «Женщины очень любили маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них они хранили свои драгоценности. А пираты любили грабить чужие корабли и забирать большие сундуки с добром. В старые времена, отправляясь в путешествие, люди брали с собой сундуки с вещами. Это было очень неудобно. Как вы думаете, почему?»
Ответы детей…
Бабушка : «Правильно, потому что они были очень тяжёлыми и громоздкими. Поэтому люди придумали чемоданы. Их делали тоже из дерева. Постепенно сундуки стали уступать место шкафам, тумбочкам, секретерам и бюро». (рассматривание иллюстраций) «Когда я была маленькая, у меня дома было два сундука. С ними моя бабушка выходила замуж. В одном мы хранили валенки, сапоги и другую обувь, а в другом лежали старые вещи, которые никто не носил, но и не выбрасывал, потому что они были нам дороги. Я очень любила перебирать их и слушать бабушкины рассказы о них. А теперь посмотрим, что лежит у меня в сундучке».
Дети встают в хоровод вокруг бабушки, бабушка поёт :
Как у бабушки сундук
У Рассказушки сундук!
Он красивый и большой,
Деревянный расписной
А в нём ложечки лежат
Для хороших для ребят.
Будем ложками стучать,
Не дадим мы вам скучать.
(автор Горячева С. А.)
Включается ритмичная народная мелодия. Дети повторяют движения за бабушкой.
Бабушка : «А теперь давайте поиграем в игру «Раз, два, три, беги!»
Игра с ложками. Дети передают ложку по кругу. Воспитатель останавливает, двое детей бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый берёт ложку, тот победитель.
Дети садятся на места.
Бабушка : «Ух, и наигрались мы! А теперь давайте вспомним, о чём вы сегодня узнали из моего рассказа».
Вопросы детям:
1) Зачем был придуман сундук?
2) Что хранили в сундуках?
3) Из каких материалов делали сундуки?
4) Как использовали сундуки, кроме хранения вещей?
5) Зачем сундуку крышка?
6) Что такое рундук?
7) Что такое шкатулка?
8) Почему придумали чемодан?
9) Какую мебель мы видим сейчас вместо сундуков дома?
10) Как вы думаете, почему нельзя делать сундуки из стекла, из картона?
Ответы детей…
Бабушка : «Молодцы, ребята! Обязательно расскажите о моём сундучке своим родителям. Может быть, они тоже вспомнят сундучки своих бабушек и расскажут о них вам. Ну а мне пора домой. Там у меня животные одни сидят. Их кормить пора. Поеду я, пожалуй. Ну, а вы по весне ко мне приезжайте. Посмотрите, как я живу. А я вам ещё много историй расскажу, уж не сомневайтесь…»