Эвелина Савкина
Конспект занятия по окружающему миру «Прохождение экологической тропы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Прохождение экологической тропы»
Образовательная область: познавательное развитие. Окружающий мир
Цель : расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе в процессе прохождения экологической тропы.
Задачи:
Образовательные: Учить детей сопереживать бедам природы, желание бороться за ее сохранение. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Прохождение экологической тропы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе.
Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о природе, чтение произведений.
Демонстрационный материал: конверт с письмом, кормушка, картинки деревьев,
Раздаточный материал: круги зеленого и красного цвета.
Виды детской деятельности: Познавательная деятельность, игровая деятельность, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность
Ход занятия:
1 Вводная часть
В группу приносят конверт с письмом. Воспитатель вскрывает его и читает письмо.
Воспитатель. «Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Природа. Помогите мне, пожалуйста, меня замусорили, спасите! Приглашаю вас на экологическую тропу. Поможем Природе, ребята?
Скажите, а вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.
Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей).
Правильно, тропа, тропинка-это пешеходная дорожка.
Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.)
Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы путешествовали круглый год.
Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь!
2 Основная часть
1 этап: игра «Экологический светофор»
Воспитатель. А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Давайте повторим их.
1. Не рви в лесу, на лугу цветов.
2. Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
3. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
4. Не сбивай грибы.
5. Не разжигай костёр.
Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.
Решение экологических задач.
Воспитатель дает каждому ребенку два круга: зеленый и красный
Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигают» зеленый свет, а если неправильно, красный.
1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова и Ира посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.
Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птичке это не понравится, -сказал папа. - Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».
Как вы думаете, папа правильно поступил?
3. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому тут почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
-Как вы думаете, правильно поступили родители Лены.
-Молодцы ребята, вы верно ответили на все вопросы.
2 этап «Мусору бой»
Воспитатель. Как можно помочь природе, прежде чем пройти на площадку детского сада? на наш Мы убирали наш участок от мусора: камней, палок и стекла. Сгребали листья в кучи, чтобы на нашем участке стало чисто и уютно. А сейчас мы поиграем в игру «Природа благодарит или сердится».
Воспитатель просит детей ответить на два вопроса:
-За что бы природа сказала вам «спасибо?»
-За что бы природа могла на нас рассердиться?
3 этап «Лесная опушка»
Воспитатель. Посмотрим на экран монитора и скажем какие деревья растут на нашем участке.
Как узнали берёзу?
Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
Воспитатель. Правильно.
Послушайте стихотворение «Берёза».
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Воспитатель. Отгадайте следующую загадку.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полет. (Клен)
Ребята, кто мне покажет клен?
-Клёны ценятся в декоративном садоводстве, их часто высаживают в парках за красоту их кроны, зимний цвет коры, ажурную листву, яркий осенний наряд. Некоторые виды клёна используются для получения кленового сиропа и сахара.
- Как нужно относиться к деревьям? (ответы детей)
Воспитатель. Дети, нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.
Давайте посмотрим на это дерево. Кто знает, как оно называется? Это рябина. (показ картинки рябины на мониторе)
Какие изменения происходят с рябиной? (Осенью листья облетают, а кисти ягод остаются висеть).
Как вы думаете, какие птицы клюют рябину? (ответы детей)
Рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют «дрозды-рябинники». ощипывали дрозды Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов и свиристелей рябина является кормушкой (показываются изображения птиц). А еще любит эту ягоду снегирь.
-Про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке».
-Если на одной веточке много ягод, как ее можно назвать? (гроздь, кисть).
Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами.
Физминутка «1-2-3-4-5»
Раз, 2,3,4,5, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.
В лес идём мы погулять. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.
За черникой, Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого.
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
4 этап «Птичий городок»
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Ответ: Кормушка
Воспитатель. Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?
Дети. Эта кормушка для птиц
Воспитатель. Как красиво поют птицы. А где можно услышать голоса птиц в природе?
Дети. В лесу, в парке.
Воспитатель. Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?
Дети. Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.
Воспитатель. Как мы с вами заботимся о птицах?
Дети. Насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.
Воспитатель. Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?
Дети. Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.
5 этап «Водоем»
Воспитатель. Дети, давайте вспомним, как называется водоем, созданный человеком? Правильно, пруд. Пруд является «домом», в котором «дружно» живут и растения и животные.
Конечно, обитатели водоема могут погибнуть, но как можно это не допустить?
А знаете ли вы, дети, какие насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде.
Воспитатель. Ребят, скажите, можно ли обижать лягушек?
Дети. Нет нельзя!
Воспитатель. В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу. Кто-то больше, кто-то меньше, но все они имеют право на жизнь.
А мусор в воду не бросаете? (ответы детей)
Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле. Вода входит в состав всех лечебных настоев, которыми ваши родители лечат вас, в зимнее время, поддерживают организм витаминными настоями – сироп шиповника, брусники; различными детскими травяными и фруктовыми напитками.
6 этап «Зелёная аптека».
Воспитатель. Сегодня дети я предлагаю вам отправиться в царство растений, но не простых - целебных, а что это за растения вы узнаете отгадав загадки:
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная. (Душица)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? Запах. (Мяты)
«Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым,
Раны вылечить помог» (Подорожник).
Воспитатель. Скажите мне, как называют эти растения? (Лечебные травы). А для чего нужны эти растения человеку? (лечить) Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. - А какую лекарственную траву и слепой узнает?» (крапива) - Можно взять её в руки? А почему нет? (Крапива жжёт) Крапива богата разными полезными витаминами, в ней содержатся вещества убивающие микробы. Она является кровоостанавливающим средством.
Воспитатель. Ребята, мы с вами прошли весь маршрут. Выполнили все задания. Какие вы молодцы! Природа прислала вам еще одно письмо.
«Дорогие ребята, спасибо! Вы сегодня были все внимательны, собраны, помогали деревьям, птицам и растениям. Вы столько много знаете о природе! Вы доказали, что вы настоящие защитники природы, и можете с гордостью вступить в клуб юных экологов. Я вам всем хочу вручить эмблемы юного эколога.
Юные экологи - это дети, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят чтобы был чистый воздух, вода, чтобы люди убирали за собой мусор не оставляли его в лесах и т. д. Всегда поступайте правильно. Ведь вы настоящие защитники природы. На вас вся надежда. Помогайте. Берегите природу. Ваша матушка Природа»
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы! Внимательно слушали и беседовали вместе со мной.
Что мы сегодня с вами изучали?
Что понравилось больше всего?
Что нового вы узнали?