Тихонюк Евгения
«Листопад». Конспект занятия по окружающему миру для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: окружающий мир.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 3-4 года.
Формы организованной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Формы организации: группа, подгруппа.
Цель: обобщение знаний детей о осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение сравнивать листики по внешним признакам;
Развивающие:
-развивать внимание, мышление;
-развивать умение анализировать, наблюдать, обобщать, делать выводы.
-развивать связную речь у детей.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и любовь к природе;
-воспитывать бережное отношение к природе;
-формировать коммуникативные навыки.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практический, словесный, слуховой; игра, рассказ-беседа.
Материал и оборудование: поговорки, стихи, пословицы;
кукла-перчатка, обручи, вырезанные листики березовый, кленовый, дубовый.
Предварительная работа:
Ежедневное наблюдение на прогулке за явлениями природы и ее изменениями; проведение занятий по рисованию, лепке, по теме «Осеннее дерево»; дидактическая игра с «С какого дерева листик»; беседы об осени; физкультурные минутки по этой тематике; игры с атрибутами «осенние листочки»; просмотр иллюстраций.
Планируемые результаты: дети проявляют положительные эмоции во время занятия, высказывают свою точку зрения активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Индивидуальная работа: помочь Карине Костянкиной и Насте Ларионовой во время игры найти нужный лист.
Словарная работа:
Существительные:
осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,
ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, тополь, клён, ель, сосна.
Глаголы:
наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья,
пожухнуть, расписать, хмуриться (небо, облетать, накрапывать.
Прилагательные:
жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень, сухой,
холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный,
золотая (осень, серые (дни, проливной, моросящий.
Наречия:
мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
Ход организованной образовательной деятельности
I. Вводная часть (мотивационный этап) 3-4 мин.
К детям пришел любимый гость «Зайчик». Дети сидят полукругом на стульчиках. На магнитной доске прикреплены картинки с деревьями в разное время года (лето, осень, весна, зима).
Зайчик: Дети, а что это за картинки такие вы смотрите? Я вот смотрю и все понять не могу, какое время года на этой картинке.
Ответы детей (осень, лето, зима, лето)
II. Основная часть (содержательный, деятельностный этап, знакомство с новым материалом,) 8-10 мин.
Зайчик, наши дети молодцы, они очень внимательны и много знают о природе, природных явления.
Зайчик: Дети помогите мне разобраться вот если (выбирает на доске из четырех картинок одну-лето.) это время года. То как мне как узнать, как мне одеваться, чем занимать в это время года? Наверное, надо одеться потеплее, шубу шапку, валенки. И пойти кататься на санках с горки.
Ответы детей (дети смеются)
Зайчик: Какие вы молодцы, а вот если это (выбирает картинку зима).
Воспитатель: А вот теперь Зайчик, в это время года ты можешь кататься на санках с горки, и надо будет тебе одеваться тепло чтобы не замерзнуть.
Зайчик: Какие вы молодцы ребята. Но что это (слышится музыка)
(Воспитатель крепит картинку на магнитную доску «Осень золотая»).
Воспитатель: Дети, о чем это песенка?
Ответы детей
Зайчик: А я не знаю что такое листопад, дети расскажите мне, что происходит с листиками с деревьями?
Ответы детей
Зайчик: Как хорошо вы все рассказали, спасибо вам дети. Но ведь вы знаете что я еще и немного фокусник. Вот я сейчас и проверю, какие вы молодцы.
Я превращу вас в листики и соберу в «корзинки», В группе на полу раскладываются три больших обруча. Возле каждого обруча табличка с определенным листиком (кленовый, березовый, дубовый). Дети разбегаются по «корзинкам».
Игра «Листопад»
Зайчик: Закрываем мы глаза и ушами слушаем, глазки не открывайте, а то волшебство не произойдет) Тема ходит по группе и читая тих раскладывает листики.
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной.
Разноцветный, расписной.
Шшу-шу-шу,шу, шу. шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок
Закружился наш листок
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Зайчик: Посмотрите, что это? (на полу лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые).
Ответы детей.
А откуда появились на земле эти листочки осенью?
Ответы детей: опали с деревьев
Воспитатель: дети как называется такое явление? Конечно, листопад.
Зайчик: А теперь возьмите каждый себе листик.
Дети поднимают листик
Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)
Зайчик: Молодцы, а теперь соберите листики каждый в свою корзинку.
Дети выполняю действия.
Воспитатель: Зайчик, а мы с детьми тоже немного волшебники, мы можем превращаться в листики (игра-физкультурная минутка)
Дети выполняют действия.
Мы листочки, мы листочки
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая руками - приседают, поднимая руки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая ручками, поднимая их вверх, изображая листопад).
Зайчик: вы молодцы теперь и я буду знать что происходит с деревьями и что такое листопад.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап, закрепление материала) 2 мин.
Зайчик: Как хорошо вы все рассказали, спасибо вам дети. Но ведь вы знаете что я еще и немного фокусник. Вот я сейчас и проверю, какие вы молодцы.
Я превращу вас в листики и соберу в «корзинки», В группе на полу раскладываются три больших обруча. Возле каждого обруча табличка с определенным листиком (кленовый, березовый, дубовый). Дети разбегаются по «корзинкам».
Игра «Листопад»
Зайчик: Закрываем мы глаза и ушами слушаем, глазки не открывайте, а то волшебство не произойдет) Тема ходит по группе и читая тих раскладывает листики.
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной.
Разноцветный, расписной.
Шшу-шу-шу,шу, шу. шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок
Закружился наш листок
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Зайчик: Посмотрите, что это? (на полу лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые).
Ответы детей.
А откуда появились на земле эти листочки осенью?
Ответы детей: опали с деревьев
Воспитатель: дети как называется такое явление? Конечно, листопад.
Зайчик: А теперь возьмите каждый себе листик.
Дети поднимают листик
Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)
Зайчик: Молодцы, а теперь соберите листики каждый в свою корзинку.
Дети выполняю действия.
Воспитатель: Зайчик, а мы с детьми тоже немного волшебники, мы можем превращаться в листики. (игра- физкультурная минутка)
Дети выполняют действия.
Мы листочки, мы листочки
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая руками - приседают, поднимая руки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая ручками, поднимая их вверх, изображая листопад).
Зайчик: вы молодцы теперь и я буду знать что происходит с деревьями и что такое листопад.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Воспитатель: - Какое явление осени рассматривали?
-Что такое листопад?
- Почему листья осыпаются?
- В какую игру играли?
- Понравилось вам занятие?
- А что именно понравилось?
(Ответы детей).