Светлана Тимина
Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления об игре в шахматы. Закреплять названия шахматных фигур. Формировать представления о шахматной фигуре «Слон», месте слона в начальном положении, ходе слона, что такое болопольные и чернопольные слоны.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
2. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
3. Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Публикация «Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе „Эти храбрые слоны“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Слон. Все про слонов для детей
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
4. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
5. Воспитывать усидчивость, волю, уверенность в своих силах.
Оборудование и материалы:
Д/и «Чудесный мешочек» (шахматные фигуры); доска (мольберт); 6 силуэтов шахматных фигур плоскостных; карточки к игре «Перенеси картинку на новое место» на каждого ребенка; цветные карандаши; ИД (интерактивная доска); конверты с домашним заданием на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Чтение отрывков из книг В. Г. Гришина «Малыши играют в шахматы», И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»; ознакомление с шахматной доской и шахматными фигурами; чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»; отгадывание загадок из «шахматной шкатулки»; работа с раскрасками; д/и «Что общего», «Белые и черные», «Прятки», «Путешествия», «Кто быстрее».
Ход:
Вводная часть
Деятельность педагога:
Педагог проводит ритуал приветствия:
- Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.
Здравствуй, друг!
Деятельность детей:
Дети стоят на ковре.
Дети встают парами.
Дети обмениваются рукопожатиями.
Деятельность педагога:
Как ты тут?
Деятельность детей:
Похлопывают по плечу друг друга.
Деятельность педагога:
Где ты был?
Я скучал!
Деятельность детей:
Треплют друг друга за ухо.
Руки прикладывают к своему сердцу.
Деятельность педагога:
Ты пришел?
Как хорошо!
Деятельность детей:
Разводят руками.
Обнимают друг друга.
Деятельность педагога:
Педагог показывает детям мешочек и говорит, что там спряталась интересная игра. Предлагает ее угадать, прослушав стихотворение.
«Скучно было во детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя –
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, Конь и пешек ряд,
А возглавляет всех – Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!»
Деятельность детей:
Дети слушают педагога и отгадывают загадку про шахматы.
Основная часть
I. Д/и «Чудесный мешочек»
Деятельность педагога:
Педагог: Сейчас попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной страны. Узнайте фигуру на ощупь и назовите её.
Деятельность детей:
Дети по очереди определяют попадающуюся шахматную фигуру, называют ее, выставляют на стол.
II. Д/и «Что изменилось»
Деятельность педагога:
Педагог помещает на доску 6 фигур, просит детей закрыть глаза, и или меняет фигуру на такую же, но противоположного цвета, или меняет местами 2 фигуры, или ничего не меняет.
Деятельность детей:
Дети сидят за столами, слушая задание педагога.
Угадывают, что изменилось на доске.
III.Д/и «Перенеси картинку на новое место»
Деятельность педагога:
Педагог предлагает детям карточки с заданиями: Я раздаю вам необыкновенные карточки с дорожками. Вы должны перенести картинки по этим дорожкам в пустые клеточки, нарисовать их, а затем раскрасить красным карандашом шахматные фигуры.
Деятельность детей:
Дети работают по карточкам самостоятельно: переносят картинку в пустую клетку, раскрашивают красным карандашом шахматные фигуры.
IV. Загадка
Деятельность педагога:
Педагог предлагает определить, о какой шахматной фигуре на карточке загадка:
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы.
По косой он ходит
Хоботом не водит.
Деятельность детей:
Дети отгадывают загадку.
(Шахматный слон)
IV. Работа на ИД «Белопольные и чернопольные слоны»
Деятельность педагога:
Педагог на ИД показывает детям начальную позицию слона: Посмотрите, слоны близнецы есть и в белом и в черном войске. Но слоны одного войска никогда не пересекаются: один из них выбирает себе черную дорожку, а другой – белую.
Деятельность детей:
Дети слушают рассказ – объяснение педагога на ИД.
Деятельность педагога:
- На каких по цвету полях стоят все слоны?
-Назовите черные поля.
-Назовите белые поля.
Педагог: Те слоны, которые стоят на черных полях с1 и f8, оба назывются чернопольными, хотя и принадлежат к разным войскам; а на f1 и с8 – белопольными.
Соответственно они и перемещаются по полям (диагоналям) своего цвета. Так ходит только слон.
Педагог показывает диагонали на ИД.
Деятельность детей:
Дети показывают на ИД нужные поля и называют их.
V. Физминутка «Мы поднялись, потянулись – Это раз!»
Деятельность педагога:
Педагог предлагает провести физминутку:
Мы поднялись, потянулись – Это раз!
Наклонились и прогнулись – Это два!
И в ладоши три хлопка – Это три!
Руки в стороны пошире – Вот четыре!
На носочки встать и руками помахать – Это пять!
И опять за столик сесть – Это шесть!
Деятельность детей:
Дети выполняют движения, в соответствии с текстом.
VI. Работа на ИД Д/и «Огонь»
Деятельность педагога:
Педагог предлагает детям игру «Огонь», объясняет правила и показывает:
Слон ходит по диагонали и на одну клеточку – поле, и может проскочить до конца всей диагонали.
Деятельность детей:
Дети слушают и наблюдают за показом педагога.
Деятельность педагога:
-Сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции?
Деятельность детей:
Дети самостоятельно считают поля на ИД.
Деятельность педагога:
Педагог предлагает отметить стилусом любого цвета, сколько полей «обстреляет» слон с середины поля, угла, края.
Деятельность детей:
Индивидуальная работа:
3 ребенка выкладывают 3 разных дорожки по заданию на ИД, остальные дети проверяют правильность выполнения.
Заключительная часть
Деятельность педагога:
Педагог: Понравилась ли вам игра на ИД? Что еще было вам интересно? Что нового сегодня вы узнали? Готовы ли вы к новым играм в шахматной стране?
Шахматные слоны тоже остались довольны, ждут еще раз к себе в гости и приготовили каждому из вас домашнее задание.
Деятельность детей:
Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.
Деятельность педагога:
Педагог раздает конверты с домашним заданием: нарисовать кружочками поля, на которые может пойти слон.
Деятельность детей:
Дети берут конверты с заданиями домой.