Анастасия Балякина
Конспект занятия по обучению игре в шахматы в старшей группе «Царица Чутаранга»
▼ Скачать +Заказ
Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ, повторение ходов шахматных фигур.
Задачи:
Обучающие : повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Публикация «Конспект занятия по обучению игре в шахматы в старшей группе „Царица Чутаранга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Задачи по ФГОС:
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные: ввести понятие "шахматная партия". Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь". Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.
Обучающие : повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.
Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом. фигуры, набор шапочек для инсценирования сказки на шахматную тематику
Ход НОД:
В. : - Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Наши гости хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания. В. : - Сегодня наше занятие решила посетить еще одна интересная и необычная гостья, это царица всех интересных настольных игр.
У нее необычное имя, которое нужно разгадать.
(читаем имя по слайду)
В. : - Имя у нее непростое. Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части. Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.
В. : - Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить. А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце урока сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл.
Готовы начать?
Д. : - Да!
Итак, обратите внимание на доску и назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат).
Здесь дано задание.
1. Ответь правильно. (Дети по очереди читают и отвечают на вопросы слайда)
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько белых полей? (32)
- Сколько черных полей? (32)
В. : - В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)
Следующее задание Чатуранги мы узнаем если найдем лишнюю фигуру: Фигуру которая отличается от всех остальных? (желтый круг)
В. : - Здесь спрятана Игра «Волшебный мешочек». Необходимо достать из мешочка фигуру и назвать ее цвет и как она называется.
Следующая фигура, под которым спрятано задание: красная, но не квадрат. (красный треугольник).
В. : - Ребята, сейчас Артем раздаст вам шахматные доски, на которых мы будем расставлять парад шахматных фигур, а Виталий и Семен поработают у доски.
3. " Парад шахматных фигур" (расстановка детьми фигур).
Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали. (слоны)
Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.
- Все фигуры стоят на своем месте.
- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
- Ферзь любит свой цвет.
-Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т. е. игра в шахматы.
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
-Ход начинают белые фигуры.
-Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)
-Как они движутся по шахматной доске?
(Конь - прыг-скок и вбок)
В. : - Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием.
У этой фигуры все стороны равны. (квадрат)
Царица Чутаранга предлагает нам сыграть в метод-репку из шахматных фигур, а то мы заседелись на занятии
Инсценирование сказки «Репка» с помощью шахматных фигур
Чутаранга : Как одним словом можно назвать все фигуры на доске? Выберите меньшую по размеру. (прямоугольник)
Игра "Чьи следы" (работа на доске)
Показ ходов фигур, по котором дети определяют название самой фигуры
-А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания узнаем пословицу.
Один в поле не воин.
В. :- Что она означает?
Д. : Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.
Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть-
Сильным шахматистом можно стать.
- Молодцы! И мне были понятны ваши ответы! Поэтому говорю вам спасибо за ваше старание, внимание на уроке. Царица Чутаранга очень обрадовалась вашим знаниям и приподнесла сладкие подарки.