Галиуллина Анастасия Вячеславовна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [у] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква У».
Коррекционно-образовательные цели:
1. Познакомить детей с механизмов образования звука У;
2. Развивать у детей: фонематический слух, восприятие, общую и мелкую моторику, силу голоса;
3. Формировать и расширять у детей семантическое поле слова «Осень»;
4. Формировать умение выделять звук «У» из ряда гласных, слогов, слов.
5. Формировать умение определять позицию звука «У» в слове;
6. Упражнять в употреблении существительных в форме дательного падежа ед. числа;
7. Познакомить с графическим обозначением звука.
Оборудование: наглядные картинки со звуком У, картинка буквы У, разрезанное пособие для звукового анализа слова.
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
Сядет тот, кто придумает слово-признак. Схема на доске
2. Основная часть.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с буквой и звуком «У», а также поговорим об осени и осенних предметах. Но прежде чем нам начать знакомство со звуком «У», давайте с вами вспомним, что такое звук и какой он бывает.
Звуки – в, м, а, у, и, ы и так далее. Звуки мы только слышим. Звуки бывают гласные и согласные.
Если звук поется и воздух свободно выходит изо рта, значит, звук гласный. И обозначаем гласный звук мы красным квадратом.
А если воздух во рту встречает преграду, значит звук согласный. И Обозначаем мы его синим или зеленым квадратом.
-Давайте произнесем звук «У». Что делают наши губы – они вытягиваются, воздух свободно выходит изо рта. А если воздух свободно выходит изо рта, значит, звук какой? – гласный. Звук «У» будем обозначать красным квадратом.
- 1. А знаете, как выглядит улитка?
Она похожа на звук «У», т. е. ее рожки похожи. А давайте покажем пальчиками рожки улитки. Отлично, молодцы. Ребята, сейчас я вам буду называть звуки, слова, слоги, а вы, как только услышите звук «У», покажите рожки.
У, И, У, Э, У, А, УП, ОК, УК, ВУ, УЛИЦА, ОСЛИК, УЖИН, ПУТЬ.
Ребята, а сколько звуков в слове УЛИЦА, ОСЛИК, УЖИН,ПУТЬ
-2. Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим картинки и проговорим, что на них нарисовано. Ваша задача:
• Нужно проговорить только те картинки, где звук «У» слышится в начале слова.
• А теперь, где звук «У» слышится в конце слова.
• У нас остались еще картинки, где звук «У» находится? Он находится в середине слова.
-3. Картинки: щенок, котенок, жеребенок, теленок, ягненок.
Вы у меня такие умные и умелые. Умные и умелые, где звук «У» слышится? – в начале слова. Правильно.
Давайте представим, что перед нами глубокая лужа. Мы ее легко сможем перейти, а улитка как? Как мы можем ей помочь?
Давайте построим мост и посмотрим, кому еще, кроме улитки, он поможет перейти лужу.
Давайте будем переходить по очереди и говорить, кому мост поможет перейти лужу.
Пример: мост поможет перейти лужу щенку.
Физминутка
Знакомство с буквой «У»
Пришла пора нам познакомиться с буквой «У».
Напоминаю, звуки мы слышим, а буквы мы пишем и читаем.
Это буква «У». Она состоит из двух палочек – длинной и короткой.
Возьмите свою тетрадь и красный карандаш и обведите по точкам букву «У».
А теперь давайте нарисуем в воздухе букву «У».
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
Подобрать слова-предметы, отвечающие на вопросы кто? что?.
Приходит (что)
Плывут
Дует
Вянут
Опадают
Желтеют
Улетают
Готовятся к зиме
Моросит
3. Заключительная часть
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он? Каким цветом мы будем его обозначать?
Вспомните слова со звуком «У».
О каком времени года мы с вами сегодня говорили?