ольга шувайкина
Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду «Звук [й], буква й»
Програмное содержание- Продолжать знакомить детей с звуком [й] и буквой Й й.
Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь и интерес к чтению, родному языку.
Словарная работа: йод.
Методы и приёмы - сюрпризный момент, художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. итог.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду „Звук [й], буква й“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Материалы и оборудование -разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.
Совместная деятельность с детьми - разучивание пословицы, загадывание загадок, чтение слогов по слоговой таблице анализ разных слов, составление трехбуквенных слов, фонетическая игра «Кто поедет в гости?».
Ход занятия
1. Игра «Наоборот».
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь – низко.
Далеко – близко Потолок – пол
Потерял – нашел Трус – храбрец
Мокрый – сухой Ходить – стоять
Густой – жидкий Чистый – грязный
День – ночь Черный – белый
Холодный – теплый Грустный – веселый
Длинный – короткий Добрый – злой
Первый – последний Близко – далеко
Тяжелый – легкий Одинаковый – разный
Пустой – полный Старый – молодой
Закрыто – открыто Мягкий – твердый
Умный – глупый Широкий – узкий
Тихо – громко Быстро – медленно
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец!
2. Дыхательная гимнастика.
- Сделали вдох, при выдохе произносим звук а-а-а-а-а ([о],[у],[и],[э],[ы]).
- Ребята, какие звуки мы с вами повторили? (гласные)
3. Фонематическая зарядка. «Доскажите словечко»
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в 5 минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (трамвай).
Что нам пели, угадай? Баю (бай).
Что за месяц, угадай? Месяц (май).
Что мы пели, угадай? Кара (вай).
Что в стакане, угадай? Сладкий (чай).
- Какой новый звук есть во всех этих словах? (звук й)
4. Анализ звука [й].
- Звук [й] – всегда мягкий согласный звук и обозначается зеленой фишкой.
- Давайте сфотографируем звук [й].
- Определите местоположение звука [й] в словах :
чайник, кофейник, воробей, йогурт, соловей, чайка, майка, яйцо, скамейка, каравай, чай, лейка, трамвай, йод.
5. Физкультминутка.
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.
Травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!
(делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать).
6. Звуковой анализ слова «чайка» (работа с пеналами).
1) Схема слова: сколько звуков в слове, сколько гласных и согласных звуков, назвать эти звуки.
2) Деление слова на слоги.
3) Найти ударный слог.
7. Гимнастика для глаз.
- Ребята, а сейчас все посмотрите только глазками вверх, вниз, влево, вправо, на доску, на окошко, на двери.
8. Работа над предложением (работа в тетрадях).
- Придумайте предложение со словом «чайка».
1) Сколько слов в предложении.
2) 1ое слово в предложении.
3) Как его обозначим?
4) 2ое слово в предложении.
Дальше по данной схеме.
- Записываем предложение в тетради.
9. Игра «Хитрая книга сказок».
В чаще голову задрав,
Воет с голоду жираф (волк).
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый волк (медведь).
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать муравей (свинья).
Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая лисица (белка).
Быстрее всех от страха
Несется черепаха (заяц).
По горной круче проходил
Обросший шерстью крокодил (баран).
В теплой лужице своей
Громко квакал Бармалей (лягушонок).
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает корова (обезьяна).
10. Итог.
- С каким звуком мы с вами познакомились?
- Что узнали нового на занятии?
- В какие игры мы сегодня с вами играли?